Тимор-Лесте (Восточный Тимор) / Особенности судебной власти
Судебная система Тимор-Лешти состоит из системы судов общей юрисдикции, системы административных судов и военных судов. Ad hoc могут создаваться морские и арбитражные суды. Судебная система описана в разд. 5 гл. 3 конституции (ст. 118–136).
Во главе судебной системы находится Верховный судебный совет, состоящий из председателя Верховного суда (является председателем), 1 представителя Национального парламента, 1 представителя Президента, 1 представителя Совета министров и 1 представителя корпуса судей, избираемого ими посредством тайного голосования. Срок полномочий каждого члена Верховного судебного совета равен 4 годам. Совет следит за работой судей и судов посредством Судебной инспекции и обладает полномочиями по наказанию судей (от предупреждения до ареста). Совет также может инициировать процедуру конституционного контроля.
Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного суда и Апелляционного суда (состоит из председателя и двух судей) и 4 окружных судов первой инстанции. Верховный суд также может выступать судом первой инстанции по особо важным и спорным делам. Верховный суд является также судом высшей инстанции для системы военных судов. Председатель Верховного суда назначается Президентом и утверждается в должности Национальным парламентом. Один судья также избирается парламентом, остальные назначаются Верховным судебным советом (как и все судьи судов первой инстанции). Судьи избираются и назначаются бессрочно (кроме председателя, который назначается на 4 года).
Верховный суд обладает правом предварительного конституционного контроля и является институтом, контролирующим проведение выборов.
Система административных судов состоит из Высшего административного, налогового и аудиторского суда и административных судов первой инстанции. Судьи административных судов избираются самими судьями на 4 года (председатель Высшего административного, налогового и аудиторского суда утверждается в должности Национальным парламентом). Данная категория судов осуществляет общий контроль над экономической деятельностью правительства и частных хозяйствующих субъектов. Кроме того, административные суды рассматривают споры между государственными институтами и жалобы населения на деятельность государственных институтов и отдельных государственных служащих.
Военные суды рассматривают военные правонарушения в качестве первой инстанции (второй инстанцией выступает Верховный суд).
Частью судебной системы, по конституции, является также государственная прокуратура, осуществляющая надзор над соблюдением законности в Тимор-Лешти. Прокуратура возглавляется Генеральным прокурором, которого назначает Президент на 6-летний срок. Генеральный прокурор несёт ответственность и перед Президентом, и перед Национальным парламентом. Заместитель Генерального прокурора назначается Президентом с согласия Верховного совета прокуратуры. Совет возглавляется Генеральным прокурором и состоит из: 1 представителя Национального парламента, 1 представителя Президента, 1 представителя Совета министров и 1 представителя работников государственной прокуратуры, избираемого ими посредством тайного голосования. Срок полномочий каждого члена Верховного совета прокуратуры равен 6 годам. Генеральный прокурор также обладает правом инициировать процедуру конституционного контроля.
← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Юго-Восточная Азия
- Официальное название
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Ранний период и колониальная зависимость от Португалии
- Период оккупации Восточного Тимора Индонезией
- Независимость
- Процессы нациеобразования и государствообразования
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 2002–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в палату депутатов парламента по итогам выборов 30 июня 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Тимор-Лешти в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Тимор-Лешти в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1997–2008 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека