Тайвань / Отношения с Китаем

Стороны не имели официальных контактов с 1949 года. В 1979 году Пекин предпринял широкомасштабную кампанию по дискредитации правительства Китайской Республики, на что Тайбэй ответил политикой, заключающейся в формуле «трёх нет»: «никаких контактов, никаких переговоров, никаких компромиссов».

После отмены военного положения в 1987 году, а также ввиду активных процессов политической демократизации и экономической либерализации, правительство Тайваня стало вести более открытую политику в отношении Китая. Стали интенсивно развиваться экономические, культурные и образовательные обмены.

В 1990 году правительство Китайской Республики учредило Совет по национальному объединению, который в 1991 году разработал Основные направления национального объединения. В мае 1991 году Президент Ли Дэнхуэй объявил о прекращении «Периода национальной мобилизации с целью подавления коммунистического мятежа», тем самым признавая, что общества по обе стороны Тайваньского пролива управляются разными правительствами.

В 1990–1991 годах организационно был оформлен институт, ответственный за развитие отношений между Тайванем и Китаем и состоящий из Совета по национальному объединению, Совета по делам материкового Китая, Фонда по обменам между двумя сторонами Тайваньского пролива. В 1992 году был промульгирован Закон об отношениях между народами Тайваня и материковым Китаем.

В апреле 1993 года состоялась 1-й раунд встреч между Фондом по обменам между двумя сторонами Тайваньского пролива (Тайвань) и аналогичной структурой КНР. Однако после этой встречи двусторонние отношения стали стремительно ухудшаться, а 2-й раунд встреч, намеченный на июль 1995 года, был отложен — он состоялся в октябре 1998 года.

В течение последних 5 лет были сняты ограничения на перевозки, почтовые коммуникации и торговлю между тайваньскими островами Цзиньмэнь и Мацзу, с одной стороны, и Китаем — с другой.

Несмотря на интенсивные взаимодействия на неофициальном уровне, на политическом уровне за последние 15 лет практически не наблюдается никакой динамики.

В Конституции КНР закреплено, что Тайвань является «частью священной территории КНР»; воссоединение Тайваня с материковой частью Китая является важнейшей общенациональной задачей, причём руководство КНР видит решение «тайваньского вопроса» в объединение по формуле «одно государство — две системы». Китай болезненно реагирует на рост влияния политических сил, выступающих за независимость Тайваня, и не исключает применение силы в случае, если последний официально объявит о своей независимости.

КНР продолжает развёртывать ракетные вооружения вдоль Тайваньского пролива. Сегодня на Тайвань нацелены около 700 ракет. Ежегодно КНР проводит военные учения, имитирующие военные действия в Тайваньском проливе.

КНР неоднократно требовала от руководства Тайваня принять формулу «одно государство — две системы». Однако руководство Китайской Республики пока отклоняет подобный компромисс.

В июле 1999 года президент Тайваня Ли Дэнхуэй в интервью немецкому радио описал ситуацию в Тайваньском проливе как «межгосударственные отношения», что вызвало недовольство КНР.

В мае 2000 года президент Чэнь Шуйбянь заявил, что в период своего пребывания на посту президента он не собирается объявлять независимость Тайваня, не будет настаивать на внесение в конституцию формулировки о «межгосударственных» отношениях между Тайванем и КНР, не будет настаивать на проведении референдума по вопросу изменения статус-кво (в сторону независимости или объединения с КНР).

В августе 2002 года президент заявил, что Тайвань не является частью другого государства; Тайвань всегда был суверенным государством и не может иметь статус, аналогичный Гонконгу или Макао. «Только 23-миллионный народ Тайваня может решать вопрос касательно будущего, судьбы и статуса Тайваня».

В ноябре 2004 году он призвал руководство КНР «посмотреть в глаза реальности и признать существование Китайской Республики».

В марте 2005 года КНР приняла Закон о противодействии сепаратизму (сецессии), допускающий использование вооружённой силы против Тайваня.

Таким образом, отношения между Тайванем и КНР носят весьма сложный характер. Вопрос о статусе Тайваня носит принципиальный характер. Результаты некоторых соцопросов, проведённых на Тайване, показывают, что около 87,6 % респондентов считают, что диалог между двумя сторонами возможен только на равноправной основе. 86,8 % опрошенных убеждены в необходимости поддержания статус-кво по вопросу самоопределения народа. 75,4 % респондентов считают формулу «одно государство — две системы» неприемлемой.

Между тем, как уже было отмечено, взаимодействия неполитической природы между Тайванем и Китаем происходят очень активно и их интенсивность год от года растёт.

Внешнеторговый оборот между Тайванем и Китаем в 2004 году достиг уровня 61,64 миллиарда долларов США. Экспорт Тайваня в КНР составил 44,96 миллиарда долларов США, а импорт, соответственно, — 16,69 миллиарда долларов США. Инвестиции Тайваня в китайскую экономику составили в 2004 году 41,25 миллиарда долларов США.

Позиция России по «тайваньскому вопросу» состоит в том, что существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань — неотъемлемая часть Китая. Эта позиция не менялась с 1949 года. Россия выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, а также против концепции «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня». Эта позиция закреплена в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года и других документах, устанавливающих принципы взаимоотношений РФ—КНР. Считая тайваньский вопрос внутренним делом КНР, российский МИД в то же время в периоды напряжённости в Тайваньском проливе несколько раз выступал с заявлениями о желательности мирного решения конфликта.

Китай не имеет возражений против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной и др. областях. Эти связи развиваются на основе Указа Президента РФ «Об отношениях между Российской Федерацией и Тайванем», принятом 15 сентября 1992 года. В указе подтверждалась российская позиция по Тайваню, запрещались связи между государственными органами, а также использование в России на государственном уровне названия «Китайская Республика» и её государственной символики. В то же время были созданы Московско-тайбэйская и Тайбэйско-московская координационные комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству, представительства которых соответственно в Тайбэе (работает с 1997 года) и в Москве (работает с 1993 года) координируют контакты на неофициальном уровне.

Импорт из России в 2005 году составил 2,2 миллиарда долларов США, что на 11,5 % меньше, чем в 2004 году. Экспорт в Россию в 2005 году составил 512,2 миллионов долларов США, что на 19,3 % больше, чем в 2004 году.


←   Назад  |   Отношения с Китаем   |   Вперёд   →



 

Биосфера. Избранные труды / Вернадский — гений русской науки, основатель геохимии, биогеохимии и радиогеологии. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере в наши дни быстро внедряется в различные разделы естественных наук, особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, геологию нефти и газа, рудных месторождений, гидрогеолБиосфера. Избранные труды
Вернадский — гений русской науки, основатель геохимии, биогеохимии и ...
История поверхности Земли / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года (издательство «Госиздат»).История поверхности Земли
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года ...
Алтай Гималаи / Написанная в форме путевых заметок, книга «Алтай Гималаи» в действительности гораздо глубже по своему содержанию, чем обычный путевой дневник. На страницах этой книги читатель познакомится с множеством интереснейших фактов из истории, культуры, духовнойжизни древнего и современного Востока. Книга Н.Алтай Гималаи
Написанная в форме путевых заметок, книга «Алтай Гималаи» в действительности ...