Тайвань / Отношения с Китаем
Стороны не имели официальных контактов с 1949 года. В 1979 году Пекин предпринял широкомасштабную кампанию по дискредитации правительства Китайской Республики, на что Тайбэй ответил политикой, заключающейся в формуле «трёх нет»: «никаких контактов, никаких переговоров, никаких компромиссов».
После отмены военного положения в 1987 году, а также ввиду активных процессов политической демократизации и экономической либерализации, правительство Тайваня стало вести более открытую политику в отношении Китая. Стали интенсивно развиваться экономические, культурные и образовательные обмены.
В 1990 году правительство Китайской Республики учредило Совет по национальному объединению, который в 1991 году разработал Основные направления национального объединения. В мае 1991 году Президент Ли Дэнхуэй объявил о прекращении «Периода национальной мобилизации с целью подавления коммунистического мятежа», тем самым признавая, что общества по обе стороны Тайваньского пролива управляются разными правительствами.
В 1990–1991 годах организационно был оформлен институт, ответственный за развитие отношений между Тайванем и Китаем и состоящий из Совета по национальному объединению, Совета по делам материкового Китая, Фонда по обменам между двумя сторонами Тайваньского пролива. В 1992 году был промульгирован Закон об отношениях между народами Тайваня и материковым Китаем.
В апреле 1993 года состоялась 1-й раунд встреч между Фондом по обменам между двумя сторонами Тайваньского пролива (Тайвань) и аналогичной структурой КНР. Однако после этой встречи двусторонние отношения стали стремительно ухудшаться, а 2-й раунд встреч, намеченный на июль 1995 года, был отложен — он состоялся в октябре 1998 года.
В течение последних 5 лет были сняты ограничения на перевозки, почтовые коммуникации и торговлю между тайваньскими островами Цзиньмэнь и Мацзу, с одной стороны, и Китаем — с другой.
Несмотря на интенсивные взаимодействия на неофициальном уровне, на политическом уровне за последние 15 лет практически не наблюдается никакой динамики.
В Конституции КНР закреплено, что Тайвань является «частью священной территории КНР»; воссоединение Тайваня с материковой частью Китая является важнейшей общенациональной задачей, причём руководство КНР видит решение «тайваньского вопроса» в объединение по формуле «одно государство — две системы». Китай болезненно реагирует на рост влияния политических сил, выступающих за независимость Тайваня, и не исключает применение силы в случае, если последний официально объявит о своей независимости.
КНР продолжает развёртывать ракетные вооружения вдоль Тайваньского пролива. Сегодня на Тайвань нацелены около 700 ракет. Ежегодно КНР проводит военные учения, имитирующие военные действия в Тайваньском проливе.
КНР неоднократно требовала от руководства Тайваня принять формулу «одно государство — две системы». Однако руководство Китайской Республики пока отклоняет подобный компромисс.
В июле 1999 года президент Тайваня Ли Дэнхуэй в интервью немецкому радио описал ситуацию в Тайваньском проливе как «межгосударственные отношения», что вызвало недовольство КНР.
В мае 2000 года президент Чэнь Шуйбянь заявил, что в период своего пребывания на посту президента он не собирается объявлять независимость Тайваня, не будет настаивать на внесение в конституцию формулировки о «межгосударственных» отношениях между Тайванем и КНР, не будет настаивать на проведении референдума по вопросу изменения статус-кво (в сторону независимости или объединения с КНР).
В августе 2002 года президент заявил, что Тайвань не является частью другого государства; Тайвань всегда был суверенным государством и не может иметь статус, аналогичный Гонконгу или Макао. «Только 23-миллионный народ Тайваня может решать вопрос касательно будущего, судьбы и статуса Тайваня».
В ноябре 2004 году он призвал руководство КНР «посмотреть в глаза реальности и признать существование Китайской Республики».
В марте 2005 года КНР приняла Закон о противодействии сепаратизму (сецессии), допускающий использование вооружённой силы против Тайваня.
Таким образом, отношения между Тайванем и КНР носят весьма сложный характер. Вопрос о статусе Тайваня носит принципиальный характер. Результаты некоторых соцопросов, проведённых на Тайване, показывают, что около 87,6 % респондентов считают, что диалог между двумя сторонами возможен только на равноправной основе. 86,8 % опрошенных убеждены в необходимости поддержания статус-кво по вопросу самоопределения народа. 75,4 % респондентов считают формулу «одно государство — две системы» неприемлемой.
Между тем, как уже было отмечено, взаимодействия неполитической природы между Тайванем и Китаем происходят очень активно и их интенсивность год от года растёт.
Внешнеторговый оборот между Тайванем и Китаем в 2004 году достиг уровня 61,64 миллиарда долларов США. Экспорт Тайваня в КНР составил 44,96 миллиарда долларов США, а импорт, соответственно, — 16,69 миллиарда долларов США. Инвестиции Тайваня в китайскую экономику составили в 2004 году 41,25 миллиарда долларов США.
Позиция России по «тайваньскому вопросу» состоит в том, что существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань — неотъемлемая часть Китая. Эта позиция не менялась с 1949 года. Россия выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, а также против концепции «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня». Эта позиция закреплена в российско-китайском Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года и других документах, устанавливающих принципы взаимоотношений РФ—КНР. Считая тайваньский вопрос внутренним делом КНР, российский МИД в то же время в периоды напряжённости в Тайваньском проливе несколько раз выступал с заявлениями о желательности мирного решения конфликта.
Китай не имеет возражений против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной и др. областях. Эти связи развиваются на основе Указа Президента РФ «Об отношениях между Российской Федерацией и Тайванем», принятом 15 сентября 1992 года. В указе подтверждалась российская позиция по Тайваню, запрещались связи между государственными органами, а также использование в России на государственном уровне названия «Китайская Республика» и её государственной символики. В то же время были созданы Московско-тайбэйская и Тайбэйско-московская координационные комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству, представительства которых соответственно в Тайбэе (работает с 1997 года) и в Москве (работает с 1993 года) координируют контакты на неофициальном уровне.
Импорт из России в 2005 году составил 2,2 миллиарда долларов США, что на 11,5 % меньше, чем в 2004 году. Экспорт в Россию в 2005 году составил 512,2 миллионов долларов США, что на 19,3 % больше, чем в 2004 году.
← Назад | Отношения с Китаем | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Колонизация Тайваня
- Образование Китайской Республики
- Китайская Республика на Тайване
- Тайваньский вопрос сегодня
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1948–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Особенности экзаменационной власти
- Особенности контрольной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Провинция
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Коренное население
- «Тайваньцы» — «материковые китайцы»
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Законодательном Юане по итогам выборов 1 февраля 2008 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- История трудового движения на Тайване
- Создание КПТ
- Положение и роль СМИ
- Положение Тайваня в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- План национального развития
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2006 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с Японией
- Отношения с США
- Отношения с Китаем
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Тайваня в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Уровень коррумпированности национальных институтов и секторов
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека