Тайвань / Конституционные основы, характеристика формы правления
Конституция Тайваня/Китайской Республики была принята 25 декабря 1946 года Национальной Ассамблеей в городе Нанкин. Она была промульгирована Национальным правительством 1 января 1947 года, вступила в силу 25 декабря того же года. Эта конституция в отношении построения властных органов исходила из провозглашённой китайским революционером и первым президентом Китайской Республики Сунь Ятсеном идеи разделения пяти властей: законодательной, исполнительной, судебной, экзаменационной (кадровой), контрольной. В соответствии с ней были сформированы палаты (юани) правительства, соответствующие пяти ветвям власти, причём Законодальный Юань избирался прямым голосованием.
В качестве высшего представительного органа, стоящего над разделёнными властями, учреждалось Национальное собрание. Им избирались президент и вице-президент страны, принималась и изменялась конституция. На первой сессии Национального собрания 19 апреля 1948 года ввиду коммунистической угрозы Национальной Ассамблеей были приняты Временные правила национальной мобилизации на период мятежа, которые предоставляли президенту чрезвычайные полномочия, срок которых определялся им самим. Временные правила расширяли полномочия президента, например, наделяли его полномочиями предпринимать чрезвычайные меры с тем, чтобы отразить угрозу национальной безопасности, подавить «коммунистический мятеж» и так далее. Кроме того, на президента и вице-президента не распространялось ограничение по двум срокам нахождения в должности, предусмотренное ст. 47 конституции.
Режим чрезвычайного положения был окончательно сформирован после эвакуации на Тайвань центральных учреждений правительства Китайской Республики и центральных органов правящей партии Гоминьдан. В 1950 году на основе Временных правил был принят Декрет о чрезвычайном положении, которым запрещалась организация и деятельность политических партий, кроме правящего Гоминьдана и двух союзных антикоммунистических партий. Полномочия выборных органов замораживались на неопределённое время.
Чрезвычайное положение было отменено в 1987 году. 22 апреля 1991 года Национальное собрание приняло решение прекратить действие Временных правил. Период «коммунистического мятежа» завершился 1 мая 1991 года.
С тем чтобы конституция отвечала требованиям политического развития, Национальное собрание 7 раз принимало поправки к Основному Закону — в 1991, 1992, 1994, 1997, 1999, 2000 и 2005 годах. Поправки предусматривали важные реформы, включая проведение прямых выборов президента и вице-президента, регулярных выборов в Законодательный Юань, полномочия президента по роспуску Законодательного Юаня, права Законодательного Юаня инициировать вотум недоверия премьеру (председателю Исполнительного Юаня) и др. Последняя конституционная реформа нацелена на оптимизацию избирательной системы Тайваня.
Конституция состоит из преамбулы, 175 статей, объединённых в 14 глав:
Конституция (Преамбула)
Глава I. Основные положения (ст. 1–6)
Глава II. Права и обязанности народа (ст. 7–24)
Глава III. Национальное Собрание (ст. 25–34)
Глава IV. Президент (ст. 35–52)
Глава V. Администрация / исполнительная власть (ст. 53-61)
Глава VI. Законодательная власть (ст. 62–76)
Глава VII. Судебная власть (ст. 77–82)
Глава VIII. Экзаменационная власть (ст. 83–89)
Глава IX. Контрольная власть (ст. 90–106)
Глава X. Полномочия центрального и местных правительств (ст. 107–111)
Глава XI. Система местных правительств (ст. 112–128)
Глава XII. Выборы, отзыв, инициатива и референдум (ст. 129-136)
Глава XIII. Фундаментальная национальная политика (ст. 137-169)
Глава XIV. Исполнение и поправки к Конституции (ст. 170-175)
Также существуют 12 Дополнительных статей к конституции.
Согласно 12-й Дополнительной статье, предложение о поправке к конституции может быть инициировано 1/4 всех членов Законодательного Юаня, должно быть принято по крайней мере 1/4 присутствующих членов с кворумом в 3/4 членов Законодательного Юаня. Вопрос должен быть поставлен на референдум, который должен состояться по истечении 6 месяцев после публичного объявления предложения, и одобрен более чем половиной избирателей.
Ст. 5 конституции гарантирует равенство между различными расовыми группами.
В гл. II конституции зафиксированы права и обязанности граждан (ст. 7–24):
— политические: свобода слова (ст. 11); свобода собраний и ассоциаций (ст. 14); право представлять петиции, подавать жалобу, предъявлять судебный иск (ст. 16); активное и пассивное избирательное право, право на отзыв, (законодательную) инициативу и референдум (ст. 17); право проходить государственные экзамены и занимать государственные посты (ст. 18);
— социально-экономические права и свободы: равенство всех граждан перед законом (ст. 7); право и обязанность получать гражданское образование (ст. 21);
— личные (гражданские) права и свободы: личная свобода (ст. 8); свобода выбора места проживания и его смены (ст. 10); тайна переписки (ст. 12); свобода вероисповедания (ст. 13); право на существование, работу и собственность (ст. 15).
Ст. 22 гарантирует все другие права и свободы, которые не угрожают социальному порядку или общественному благосостоянию. Ст. 23 предусматривает ограничение означенных прав и свобод для предотвращения посягательства на свободы других граждан, отражения надвигающегося кризиса, поддержания социального порядка и обеспечения общественного благополучия. Ст. 24 предусматривает, что любой чиновник, ущемивший свободы и права человека, будет подвергнут дисциплинарным мерам, а также приведён к ответственности в соответствии с уголовным и гражданским законодательством. Пострадавший имеет право потребовать у государства компенсацию за нанесённый ущерб.
Согласно ст. 35 конституции, главой государства является Президент Китайской Республики.
Согласно ст. 1 конституции, Китайская Республика, основанная на «трёх народных принципах», является демократической республикой, осуществляющей власть народа, от имени народа и в интересах народа. Под «тремя народными принципами», сформулированными доктором Сунь Ятсеном, понимаются принципы национализма, народовластия и народного благосостояния. Политический режим Тайваня имеет признаки конституционной демократии.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Колонизация Тайваня
- Образование Китайской Республики
- Китайская Республика на Тайване
- Тайваньский вопрос сегодня
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1948–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Особенности экзаменационной власти
- Особенности контрольной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Провинция
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Коренное население
- «Тайваньцы» — «материковые китайцы»
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Законодательном Юане по итогам выборов 1 февраля 2008 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- История трудового движения на Тайване
- Создание КПТ
- Положение и роль СМИ
- Положение Тайваня в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- План национального развития
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2006 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Отношения с Японией
- Отношения с США
- Отношения с Китаем
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Тайваня в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Уровень коррумпированности национальных институтов и секторов
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Издание посвящено одному из российских северных морей — морю Лаптевых, входящему ...
Четырёхтомный труд немецкого географа Рихарда Хеннига посвящён открытиям и ...