Афганистан / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
В Афганистане функционирует формальный принцип разделения властей с наличием судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти.
Выборы главы государства (по совместительству являющегося председателем правительства) осуществляются путём всеобщего прямого народного тайного голосования. Все кандидаты на высшие государственные должности, представляемые президентом, должны быть одобрены нижней палатой парламента.
Правительство в Афганистане формируется из членов кабинета министров, назначаемых главой государства (с согласия парламента).
Система «сдержек и противовесов» в Афганистане работает характерным для президентских республик образом. Представители исполнительной власти (министры) ответственны перед парламентом. Парламент ответственен только перед народом: конституция не фиксирует прецедентов, при которых органы той или иной ветви власти имеют юридическое право на роспуск или выдвижение вотума недоверия парламенту. Но и парламент не может объявить импичмент президенту (может лишь проголосовать за созыв Лойа Джирги по данному вопросу). Президент обладает правом на законодательную (законы должны согласовываться с парламентом), судебную и исполнительную инициативы, но не имеет право на роспуск парламента; кроме того, президент руководит заседаниями Лойа Джирги (за исключением случаев, когда речь идёт о его отставке). В случаях возникновения чрезвычайного положения в стране вся законодательная инициатива может переходить к президенту и правительству.
В Афганистане не формируется коалиционное правительство, поэтому в этой сфере роль парламентского большинства незначительна.
Нижняя палата (Вулуси Джирга) может в особых случаях смещать министров. Для выдвижения вотума недоверия министру (конституция не фиксирует возможности парламента потребовать отставки всего кабинета министров сразу) необходима поддержка данной инициативы десятой частью голосов нижней палаты. Далее при рассмотрении дела министра в парламенте достаточно простого большинства голосов для освобождения его от занимаемой должности. Кроме того, парламент имеет право требовать отставки членов Верховного суда, для вынесения такого решения в нижней палате парламента данная инициатива должна быть поддержана не менее чем 2/3 голосов.
Парламент также обладает правом принимать законы: в случае если возникает несогласие между президентом и парламентом, создаётся согласительная комиссия. Вулуси Джирга более чем 2/3 голосов может принять решение о созыве Лойа Джирги для рассмотрения вопроса об отставке президента. В случае поддержки решения нижней палаты 2/3 голосов Лойи Джирги президентский импичмент вступает в силу, и глава государства освобождается от должности.
В области судопроизводства помимо судебной ветви власти (рассматривается далее) судебной инициативой обладает президент. Президент имеет право помилования и сокращения сроков наказания граждан Афганистана, кроме того, с согласия Народного собрания он назначает всех членов Верховного суда.
Таким образом, институциональный дизайн, зафиксированный в конституционном поле, позволяет оценивать роль и полномочия различных институтов власти в Афганистане. Конституция наделяет большими полномочиями как президента, так и парламент. Президент с согласия парламента назначает министров. Президент не может распустить парламент, но и парламент не может сам объявить президенту импичмент. Таким образом, как законодательная, так и исполнительная ветви власти оказываются достаточно сильными и в значительной степени уравновешивают друг друга.
← Назад | Разделение и взаимодействие различных ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Доисламский период в истории Афганистана
- Становление государства Афганистан
- Англо-афганские войны
- Конец монархического периода
- События после 1965 года
- Период моджахедов и талибов
- Постталибский период
- Конституционные основы, форма правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1977–2012 годах
- Главы Революционного совета в 1978–2001 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Афганистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Структура ВВП в 2005 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Афганистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1883 года ...
Настоящая книга имеет своей целью возбудить у читателя интерес к истории русской ...