Таджикистан / Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Таджикистан является членом около 30 международных организаций, в том числе ООН и ряда её специализированных учреждений, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, ОИК, ОБСЕ, ОЭС, ЕБРР, ЭСКАТО, МБРР, МВФ, САСС.
Приоритетными для Республики являются отношения с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Таджикистан выступает за углубление интеграционных процессов в политической, военной, экономической и других областях, активизацию коллективных усилий в борьбе с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Республика подписала все многосторонние соглашения, заключённые в рамках СНГ.
В начале 1992 года Таджикистан установил дипломатические отношения с рядом зарубежных стран. 21 декабря 1991 года Таджикистан вступил в СНГ, в 1992 году присоединился к ОБСЕ и ООН, в апреле 1993 года стал членом Всемирного банка. Таджикистан также вступил в Организацию Исламская конференция. В феврале 2002 года.
В декабре 1992 года СБ ООН санкционировал создание в Таджикистане небольшой Миссии наблюдателей ООН, в задачу которой входило отслеживать соблюдение соглашения о прекращении огня от 1994 года. Миссия обновлялась каждые 6 месяцев, несмотря на непрекращающиеся военные столкновения и убийство 4 сотрудников миссии 20 июля 1998 года в Центральном Таджикистане. Деятельность Миссии была временно прервана вплоть до полного расследования события. Три боевика ОТО признали свою вину несмотря на то, что некоторые члены ОТО утверждали, что признания были выбиты силой. Обвиняемые были приговорены к смертной казни в марте 1999 года.
15 мая 2000 года решением СБ ООН в марте 2000 года мандат Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане был прекращён. Для содействия постконфликтному урегулированию в Таджикистане начало работать Бюро ООН для политического обеспечения деятельности органов системы ООН в интересах реализации программ социально-экономического восстановления страны.
На саммите в Тегеране 16–17 сентября 1992 года Таджикистан вступил в Организацию экономического сотрудничества, основанную Ираном, Турцией и Пакистаном в 1993 году. 26 марта 1998 года Таджикистан стал кандидатом в члены Центральноазиатского союза (с июля 1998 года — Центральноазиатское экономическое сотрудничество), основанного в 1994 году Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Месяц спустя, 28 апреля 1998 года Таджикистан получил согласие стран-основательниц на своё вступление в Таможенный союз (теперь Евразийское экономическое сообщество), основанный Россией, Белоруссией, Казахстаном и Кыргызстаном. Официальное присоединение произошло в феврале 1999 года.
Отношения между Таджикистаном и Узбекистаном после обретения ими независимости осложнялись преследованием этнических таджиков в Узбекистане, проживающих в приграничных с Таджикистаном районах (в Узбекистане проживает около 1 миллиона таджиков) и противодействием продвижению этнических узбеков по социальной лестнице в Таджикистане (большое количество узбеков проживает в граничащей с Узбекистаном Согдийской области). Некоторые таджики, несмотря на то что правительство официально не поддержало эти требования, также отказывались признать принадлежность Узбекистану городов Самарканд и Бухара. Между тем Таджикистан продолжает зависеть в транспортном отношении от Узбекистана. Оба государства также опасались проникновения на их территории исламских фундаменталистов с территории Афганистана. В 1999 году, президенты обеих стран вместе со своими коллегами из Казахстана и Кыргызстана подписали соглашение о безопасности, направленное на борьбу с терроризмом, экстремизмом и связанными с ними угрозами безопасности.
Спустя несколько месяцев Узбекистан обвинил Таджикистан в том, что на его территории находятся тренировочные лагеря и перевалочные базы боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ), экстремистской националистическо-исламской политической организации, ставившей своей целью свержение правительства Рахмонова и установление в Узбекистане и всей Ферганской долине исламского халифата. Эти упрёки имели основания, поскольку ИДУ находилось в тесной связи с ОТО, в частности с ИПВТ, и его боевики, по-видимому, укрывались в Гармской области Таджикистана, где находились промежуточные базы ИПВТ для перехода в Афганистан. В августе—сентябре 1999 года ИДУ совершило прорывы на территории Узбекистана и Кыргызстана. Боевики ИДУ также обвинялись во взрывах в Ташкенте в начале 1999 года и в марте — апреле и июле 2004 года. Лидер ИДУ Джума Намангани был убит в Афганистане в 2001 году, где он участвовал в боях против коалиционных сил на стороне Талибана. Позже появились сообщения и о гибели его сподвижника Тахира Юлдашева.
В июне 2000 году Таджикистан и Узбекистан достигли соглашения по делимитации общей границы и подписали соглашение о дружбе. Однако вслед за этим возник конфликт, связанный с минированием Узбекистаном границы с Таджикистаном противопехотными минами с целью предупредить вторжение исламских боевиков. На минах часто подрывались мирные жители, постоянно переходящие границу, чтобы навестить своих родственников или в торговых целях.
С 1994 года Таджикистан в постоянном формате встречается с другими членами «Шанхайской пятёрки»: Россией, Китаем, Казахстаном и Кыргызстаном — региональной международной организации, к которой позже присоединился Узбекистан и которая сосредоточена на вопросах региональной безопасности и стабильности. В июле 2000 года очередной саммит прошёл в Душанбе. В 2001 году Таджикистан вступил в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
Президент Рахмонов совершил официальные визиты в Индию и ряд ближневосточных государств в декабре 1995 года, в Турцию — в мае 1995 года. Правительство Рахмонова стремится развивать отношения с остальными азиатскими и мусульманскими государствами. В декабре 1998 года Рахмонов совершил визит в Иран, в ходе которого он поблагодарил президента Ирана Хатами за помощь его страны в урегулировании межтаджикского военного конфликта. Правительства обоих государств также подписали соглашения по ряду экономических и культурных вопросов.
Таджикистан участвует в разработке договора о безъядерной зоне в Центральной Азии. Таджикистан последовательно выступал за урегулирование афганского конфликта путём переговоров и создания широкопредставительного правительства, участвовал в работе «группы соседей и друзей Афганистана» («Шесть плюс два»).
Экономическая помощь от США составляет 67 миллионов долларов (2005 год). После 11 сентября 2001 года отношения Таджикистана с США стали более тесными. Аэропорт Душанбе использовался США и Францией как база для дозаправки топливом на разных этапах военной операции в Афганистане. Таджикистан стремился присоединиться к усилиям Америки по изгнанию талибов, так как это избавляло его от неприятного соседа. Рахмонов, как и другие центральноазиатские лидеры, надеялся, что прямое военное сотрудничество могло бы трансформироваться в гарантии безопасности его всё менее популярному режиму со стороны Вашингтона. Президент Таджикистана в рамках своих усилий по поиску стратегических противовесов длительному военному присутствию России стремился продвинуть свои отношения с Вашингтоном все дальше. Рахмонов также стремился к расширению сотрудничества с США, полагая, что богатые нефтью и газом Казахстан и Узбекистан затмевают для США остальные государства региона. США поставили большое количество оборудования и провели обучение таджикских пограничников.
Дипломатические отношения Таджикистана с Россией установлены 8 апреля 1992 года. Связи с Москвой всегда оставались очень тесными с точки зрения и военно-политического, и экономического сотрудничества, хотя напряжение в них несколько усилилось в последние годы. До 2001 года влияние России в Таджикистане было бесспорным. На протяжении многих лет на территории Таджикистана базируется 201-я российская мотострелковая дивизия. По результатам встречи Владимира Путина и Эмомали Рахмонова в июне 2004 года Таджикистан предоставил безвозмездно в бессрочное пользование Российской Федерации территорию для развёртывания российской военной базы в этой стране, а также территории, которые использовались под военные полигоны в интересах Вооружённых сил РФ. Была также достигнута договорённость, согласно которой оптико-электронный узел «Нурек», предназначенный для контроля за космическим пространством, должен быть передан в собственность России.
С 1993 года до 16 сентября 2000 года на территории Таджикистана находились Коллективные миротворческие силы СНГ, представленные в основном силами 201-й МСД.
В рамках Договора о коллективной безопасности по двустороннему соглашению 1993 года пограничным войскам России (ПВР) поручалась защита протяжённой границы с Афганистаном и Китаем. Граждане Таджикистана составляли 71 % из 11 700 солдат-контрактников, но только 7 % офицерского состава погранвойск. Таджикско-афганская граница служит источником проникновения из Афганистана в Таджикистан и далее через страны Центральной Азии в Россию опиатов и героина, а также исламских экстремистов, угрожающих развитию ситуации в Центральной Азии и, соответственно, в России. Интенсивные переговоры о режиме границы начались после истечения мандата ПВР 25 мая 2003 года. По итогам встречи было принято решение об изменении формата пограничного присутствия России в Таджикистане — по взаимной договорённости там будет создаваться оперативная группа российских пограничных войск. В рамках соглашения от 16 октября 2004 года вся таджикоафганская граница перешла под контроль таджикских пограничников в 2005 году.
Стремясь заменить российских пограничников на таджикских, Таджикистан руководствовался идеями суверенитета и снижения своей зависимости от России, но можно опасаться, что это решение лоббируют те должностные лица, которые намерены лично выиграть от передела рынка наркотиков. Судя по всему, определённое давление на Таджикистан оказывали и США, обещавшие выделить средства на модернизацию таджикской пограничной службы.
Изменения вдоль границ Таджикистана также вызывают беспокойство в Китае. После отвода российских пограничников от таджикско-китайской границы из Афганистана через Таджикистан и Пакистан растущий поток наркотиков хлынул в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.
← Назад | Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Таджикистан в древности и Средние века
- Таджикистан в XIII–XIX веках
- Таджикистан в составе Российской империи
- Таджикистан в составе СССР
- Таджикистан после 1991 года
- Таджикистан после 1997 года
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1992–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Парламенте по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Таджикистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Таджикистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
История географических открытий и исследований Мирового океана всегда ...
Пособие написано по программе курса географических факультетов педагогических ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1865 года ...