Таджикистан / Особенности законодательной власти
Высший институт законодательной власти Таджикистана — парламент — Маджлиси оли, который в 1999 году преобразован в двухпалатный орган: Маджлиси намояндагон (Палата представителей) и Маджлиси милли (Национальное собрание).
Маджлиси намояндагон (нижняя палата парламента) состоит из 63 депутатов, из которых 41 избирается по мажоритарной системе в одномандатных округах, а 22 — по пропорциональной системе от политических партий и движений. Депутатом может быть избран гражданин не моложе 25 лет.
Маджлиси милли (верхняя палата парламента) формируется местными органами власти в составе 25 человек. Ещё 8 депутатов назначаются президентом. Членами палаты пожизненно могут также стать, добровольно, бывшие президенты страны. Председатель палаты является вторым лицом в государстве. Маджлиси милли действует на созывной основе, не реже четырёх раз в год. Каждый гражданин Республики Таджикистан не моложе 35 лет и имеющий высшее образование может быть избран или назначен членом Маджлиси милли.
Первую сессию Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон созывает Президент Республики Таджикистан в течение месяца после выборов.
Первую сессию Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон открывает старейший по возрасту член или депутат и ведёт до избрания председателей палат парламента. Один из заместителей председателя Маджлиси милли избирается из числа представителей Горно-Бадахшанской автономной области.
Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон могут собираться на совместные заседания. Полномочия Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон при проведении совместных заседаний: утверждение указов президента о назначении и освобождении премьер-министра и других членов правительства; утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайных положений; дача согласия на использование Вооружённых Сил Таджикистана за его пределами; назначение выборов президента; принятие отставки президента; присуждение президенту государственных премий и присвоение ему высших воинских званий; рассмотрение вопросов о неприкосновенности президента.
К компетенции Маджлиси милли относится изменение административно-территориального устройства страны, рассмотрение законов, принятых Маджлиси намояндагон, избрание и отзыв судей Верховного суда, Конституционного суда и Высшего экономического суда по представлению президента.
В компетенцию Маджлиси намояндагон входит самостоятельное утверждение бюджета страны и закона об амнистии (не требует одобрения Маджлиси милли), изменение налогового законодательства, дача разрешения на выдачу и получение государственного кредита, ратификация и денонсация международных договоров, назначение референдума и формирование Центральной комиссии для его проведения, а также вынесение общественно значимых вопросов на всенародное обсуждение. Маджлиси намояндагон может преодолеть неодобрение закона со стороны Маджлиси милли двумя третями голосов депутатов.
Право законодательной инициативы принадлежит членам обеих палат парламента, Президенту и Правительству Таджикистана, Маджлису народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО).
Парламент может преодолеть вето президента на принятый им закон не менее чем двумя третями голосов членов обеих палат парламента. Вето на конституционный закон может быть преодолено не менее чем тремя четвертями голосов членов обеих палат парламента.
Обе палаты парламента на совместном заседании могут самораспуститься при поддержке двух третей своих членов.
Согласно конституции Таджикистана, выборы в стране проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый избиратель имеет один голос. Право избирать имеют граждане Республики Таджикистан, достигшие 18 лет. Лишены активного и пассивного избирательного права следующие категории лиц: граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается. Право избирать и быть избранными, равенство и свобода волеизъявления гарантируются законом.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Таджикистан в древности и Средние века
- Таджикистан в XIII–XIX веках
- Таджикистан в составе Российской империи
- Таджикистан в составе СССР
- Таджикистан после 1991 года
- Таджикистан после 1997 года
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1992–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Парламенте по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Таджикистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Таджикистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года ...
Гумбольдт Александр (1769–1859 годы) — немецкий путешественник, естествоиспытатель, ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...