Таджикистан / Конституционные основы, характеристика формы правления
В соответствии с Конституцией Таджикистан является суверенным демократическим правовым социальным светским государством.
Таджикистан являлся последней из среднеазиатских республик СССР, принявших в ходе всенародного референдума 6 ноября 1994 года, постсоветскую конституцию. Она определяет Таджикистан как суверенное демократическое правовое светское государство, единственным источником власти в котором является народ. По форме правления Таджикистан — президентская республика. Изменения в Конституции, одобренные на референдуме 26 сентября 1999 года, касались 27 статей Основного Закона и, в частности, включали положения о формировании политических партий, в том числе на религиозной основе, институциализации двухпалатного парламента вместо однопалатного высшего законодательного органа, разделения полномочий между нижней и верхней палатами, а также функционирования института президентства. В связи с этим Конституция устанавливает, что нижняя палата (Маджлиси намояндагон, то есть Палата представителей) может преодолеть президентское вето двумя третями голосов депутатов и таким же количеством голосов — вето верхней палаты Маджлиси милли (Национальное собрание) на какой-либо законопроект. Утверждение конституционных поправок требует не менее двух третей голосов обеих палат; для преодоления президентского вето на поправку к Конституции обеим палатам необходимо обеспечить поддержку не менее 3/4 своих депутатов.
Глава государства и исполнительной власти — президент. 6 ноября 1999 года Эмомали Рахмонов был переизбран на 7 лет в соответствии с изменениями, внесёнными в Конституцию по итогам референдума 26 сентября 1999 года, а летом 2003 года его полномочия были продлены ещё на два срока (до 2020 года).
В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью и защищаются государством. Ни одна общественная или политическая организация, группа людей или отдельная личность не вправе узурпировать государственную власть. Узурпация власти является тяжким преступлением. Общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма. Основу экономики Таджикистана составляют различные формы собственности. Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской форм деятельности и правовую защиту всех форм собственности.
Государство гарантирует права и свободы каждого независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения. Неприкосновенность личности гарантируется государством. Государство гарантирует соблюдение презумпции невиновности. Граждане обретают дееспособность по достижении ими 18-летнего возраста.
Граждане имеют право участвовать в создании политических партий, в том числе имеющих демократический, религиозный и атеистический характер. Структура и деятельность политических партий должны соответствовать демократическим нормам.
Каждому гарантируются свобода слова, печати, право на пользование средствами информации.
В целом, Конституция Таджикистана гарантирует общепринятые в демократических странах права и свободы человека и гражданина.
Изменения в Конституцию вносятся путём проведения всенародного референдума, который назначают президент и Маджлиси намояндагон при поддержке двух третей его депутатов.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Таджикистан в древности и Средние века
- Таджикистан в XIII–XIX веках
- Таджикистан в составе Российской империи
- Таджикистан в составе СССР
- Таджикистан после 1991 года
- Таджикистан после 1997 года
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1992–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Парламенте по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Таджикистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Таджикистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года ...
И. К. Мельник — автор ряда реконструкций древних судов, при создании которых ...