Бруней-Даруссалам / Особенности исполнительной власти
Исполнительной власти в конституции отводится гл. 3. Ст. 4 гласит, что султан является верховным носителем исполнительной власти. Он осуществляет исполнительную власть непосредственно либо путём назначения ответственных перед ним чиновников, действующих от его имени и по его поручению. Учреждается пост премьер-министра (Mentri Besar), несущего ответственность перед султаном в исполнении законов страны. Премьер-министру помогают Государственный секретарь, в сферу компетенции которого входят административные вопросы, Секретарь Юстиции, занимающийся вопросами права, Секретарь Финансов, ответственный за выработку финансовой политики. Должность Премьер-министра может занять только малаец по национальности, исповедующий суннитское направление мусульманства. Премьер-министр и Государственный секретарь назначаются королевским указом, подписанным лично султаном и несущим королевскую печать (п. 6 ст. 4 конституции). Они находятся на своих постах так долго, насколько султан сочтёт нужным.
Согласно гл. 4 конституции, в стране учреждается Приватный Совет (Majlis Meshuarat di-Raja). Он состоит из: а) Регентов Регентского Совета; б) 6 членов ex-officio — визирей, премьер-министра, государственного секретаря, советника по вопросам религии и любого другого лица по усмотрению султана; в) Верховного Комиссара; г) других членов, назначенных специальным султанским декретом (ст. 5 п. 2).
Все члены Приватного Совета исполняют свои обязанности так долго, насколько считает нужным султан. Султан издаёт специальный акт о назначении членов Приватного Совета, в котором указывает сроки их пребывания в должности. В функции Приватного Совета входит консультирование султана в вопросах применения им права помилования, а также изменения или упразднения каких-либо положений конституции. Султан председательствует на заседаниях Приватного Совета, в его отсутствие председателем становится либо самый старший член Регентского Совета, либо самый старший из числа Визирей
Гл. 5 конституции учреждает Исполнительный Совет (Majlis Meshuarat Keraajan), выполняющий консультативные функции. Исполнительный Совет возглавляется султаном и состоит из: а) 7 членов ex-officio (а именно визирей султана, премьер-министра, Государственного секретаря, Секретаря Юстиции, Секретаря Финансов и Советника по вопросам религии); б) Верховного Комиссара; в) 7 неофициальных членов, из которых 6 являются избранными депутатами Законодательного Совета и 1 его назначенного члена.
Неофициальные члены назначаются султанским актом, скреплённым государственной печатью (гл. 10 п. 2). Пункт 4 гласит, что каждый член Регентского Совета является одновременно членом Исполнительного Совета. Все члены Исполнительного Совета за исключением Регента и членов ex-officio исполняют свои обязанности в течение трёх лет со дня вступления в силу указа об их назначении (за исключением случаев их досрочного смещения по усмотрению султана).
Гл. 18 гласит, что султан в отправлении своих полномочий и обязанностей, согласно конституции, должен учитывать мнение Исполнительного Совета. Это положение не применяется в случае, если султан исполняет какое-либо положение конституции либо закон страны. Кроме того, султан может не принимать во внимание решение Исполнительного Совета в случае, если: 1) это решение, по мнению султана, влечёт за собой материальный ущерб; 2) вопрос, по которому принимается решение, является, на взгляд султана, незначительным; 3) в случае, если необходимо принять столь срочное решение, что до его исполнения султан не успевает выслушать мнение членов Исполнительного Совета.
Согласно гл. 19, султан вправе принять решение, противоречащее мнению Исполнительного Совета. В этом случае основания его решения вносятся в протокол заседаний Исполнительного Совета, и любой его член может потребовать занесения в протокол своего мнения по данному решению.
Примечание. В 1971 и 1984 годах. в конституцию был принят ряд важных поправок. Был упразднён ряд государственных постов, таких, как пост Государственного Секретаря, Секретаря Финансов и так далее, вместо этого был сформирован кабинет министров, назначения в котором производятся султаном. В 1986 году был учреждён пост заместителя министра, а также Поверенного в делах султана. Вместо Исполнительного Совета стал действовать Совет Министров. После провозглашения независимости Брунея в 1984 году султан взял на себя обязанности премьер-министра, министра финансов и министра внутренних дел. В октябре 1986 года он оставил 2 последних поста, одновременно взяв на себя обязанности министра обороны. Он также является верховным главнокомандующим Королевскими Вооружёнными Силами Брунея.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Юго-Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык
- Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития
- Вторая половина XX века
- Бруней: нациеобразование
- Конституционные основы, включая характеристику формы правления и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Султаны Брунея в 1967–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и прочее)
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение Брунея в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Независимость, плюрализм и реальная роль СМИ в обществе
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Структура ВВП Брунея, по данным Всемирного банка в 2007 году
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Брунея в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, ...
В книге популярно рассказано о кардинальных законах природы, обусловливающих ...