Таджикистан / Таджикистан в составе СССР
В 1917 году после революции в России было ликвидировано Туркестанское генерал-губернаторство. 30 апреля 1918 года на V съезде Советов края было провозглашено образование Туркестанской АССР в составе РСФСР. Была проведена национализация земли и воды, банковской системы, железных дорог и промышленности. В октябре на очередном съезде Советов была принята конституция Туркестанской АССР.
В 1918 году Северный Таджикистан вошёл в состав провозглашённой Туркестанской АССР, южный — в Бухарский эмират. Советы встретили сопротивление со стороны контрреволюционных сил метрополии в крае и местных националистов, получивших поддержку из-за рубежа — со стороны Великобритании. В начале декабря 1917 года Четвёртый чрезвычайный краевой мусульманский съезд в Коканде объявил Туркестан автономным и провозгласил Кокандскую автономию, но эта инициатива оказалась нежизнеспособной. Было создано антибольшевистское подполье. В узбекских районах Туркестана развернулось басмачество с центром в Ферганской долине. Бухарское и Хивинское ханства поддержали борьбу против Туркестанской АССР.
Организованное широкомасштабное сопротивление советской власти в Туркестане было подавлено в 1920 году. В 1920 году была взята частями Красной армии и бухарскими отрядами Старая Бухара, сформирована Бухарская Народная Советская Республика. В 1921 году произошло освобождение частями гиссарского экспедиционного отряда города Душанбе от войск эмира Бухары. В 1924 году принимается постановление ЦК РКП (б) о национальном размежевании республик Средней Азии, в результате чего был образован ряд республик, в том числе Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. Население Таджикской АССР на тот момент составляло 740 тысяч человек по отношению к 5 миллионам населения Узбекской ССР. Столицей республики стал Душанбе, который в 1920 году был поселением в 3 тысячи человек.
В 1929 году Таджикская АССР преобразована в Таджикскую ССР в составе СССР. Началось формирование национально-государственных институтов. Первая советская газета была выпущена в Таджикистане в 1926 году. Стали создаваться школы и другие образовательные институты.
В период НЭПа советское правительство стремилось резко увеличить выращивание хлопка. Тем не менее к окончанию НЭПа ещё не был достигнут дореволюционный уровень его производства.
Коллективизация в Таджикистане носила сравнительно умеренный характер в 1927–1929 годов и радикальный — в 1930–1934 годов. Главной целью было резкое увеличение выращивания хлопка в Таджикистане, прежде всего в южных районах республики. Крестьяне всячески сопротивлялись коллективизации, что привело к возрождению басмаческого движения в начале 1930-х годов. В межвоенные годы наблюдался также небольшой промышленный рост.
В ходе политических чисток партии в 1930-е годы около 70 % членов Таджикской коммунистической партии на всех уровнях было из неё исключено и репрессировано. В период с 1932 по 1937 годы количество таджиков в компартии снизилось с 53 до 45 %. Многие из них были заменены русскими, присланными из Москвы. В дальнейшем Центр стремился поддерживать в верхних эшелонах власти некий баланс между таджиками и русскими для обеспечения стабильности и лояльности в регионе.
С 1937 года и до распада СССР политическая элита страны рекрутировалась, прежде всего, из представителей Ленинабада, больше других регионов выигравшего от процессов индустриализации и урбанизации. Поскольку в Таджикистане были, и остаются, очень сильны региональные противоречия, Москва вынуждена была опереться на один из регионов в своей кадровой политике, не стремясь глубоко вникнуть в тонкости таджикских межрегиональных отношений. В результате таджикская политическая элита рекрутировалась из числа представителей прежде всего северной, наиболее индустриализированной, Ленинабадской области (в которой также сформировался наибольший процент русскоязычного населения), а также из Куляба. В период с 1946 по 1991 годы все первые секретари ЦК КП Таджикистана были выходцами из Ленинабада. С 1970 годы кулябцы выступали в роли «младшего партнёра» ленинабадцев и в основном ведали военными делами. Горно-Бадахшанская автономная область также была частью этой системы, предоставляя чиновников среднего звена для Комитета национальной безопасности страны.
В конце 1940-х годов Первым секретарём ЦК Компартии Таджикистана был Бободжан Гафуров, ушедший из большой политики после смерти Иосифа Сталина.
В 1951 году Турсунбай Улджабайев сменил Гафурова в должности Первого секретаря ЦК Компартии Таджикистана. В 1956 году Улджабайев был со скандалом отправлен в отставку по обвинениям в завышении показателей выращивания хлопка в республике.
Его сменил Джаббор Расулов, остававшийся в должности вплоть до смерти Брежнева в 1982 году.
Его преемником стал Рахмон Набиев (1982–1985 годы), который был отправлен в отставку Михаилом Горбачевым, стремившимся избавиться от брежневских советских кадров. Набиев вновь был назначен Первым секретарём в 1991 году.
При этом вторым секретарём в ЦК КПТ всегда был русский, присланный из Москвы, контролировавший деятельность высшего таджикского партийного и советского руководства. В Таджикистане с его слабой национальной идентификацией Центр играл роль балансира, обеспечивая сохранение хрупкого политического баланса между регионами. После распада Советского Союза именно этнорегиональные противоречия стали причиной кровопролитной гражданской войны, когда представители регионов стремились к переделу власти. Гражданская война в 1990-е годы, по разным оценкам, привела к 60–100 тысячам жертв, около 1 миллиона человек стали беженцами.
← Назад | Таджикистан в составе СССР | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Таджикистан в древности и Средние века
- Таджикистан в XIII–XIX веках
- Таджикистан в составе Российской империи
- Таджикистан в составе СССР
- Таджикистан после 1991 года
- Таджикистан после 1997 года
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1992–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Парламенте по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Таджикистана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Таджикистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...