Сирия / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Сирия была членом Организации Объединённых Наций с 1945 года. В 1958 году после объединения с Египтом и формирования Объединённой Арабской Республики Сирия прекратила своё членство в организации. Восстановление статуса независимого государства произошло в 1961 году, в том же году Сирия вновь стала членом ООН.
САР также является членом Лиги арабских государств, Организации Исламская конференция, Организации арабских стран — экспортёров нефти и ряда других международных структур.
В сфере внешней политики Сирия позиционирует себя как ключевую на Ближнем Востоке страну и пытается использовать своё выгодное географическое положение в качестве козыря в переговорах с представителями крупных держав и военно-политических блоков. Политические лидеры страны (Асады) долгое время умело применяют как национальную, так и общеарабскую составляющую в своей внешней политике, апеллируя, в зависимости от складывающейся в регионе политической конъюнктуры, то к сирийскому патриотизму, то к культурной, исторической и политической общности арабского народа.
Место и роль Сирии в современных международных отношениях в значительной степени определяются тремя системными конфликтами, первым из которых является конфликт с Израилем.
Сирия выступает за всеобъемлющее урегулирование конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке, которое, в частности, позволило бы ей получить обратно занятые Израилем Голанские высоты (подробнее см. в разделе «Вызовы и угрозы безопасности»). Одновременно с этим со стороны Израиля в адрес Сирии продолжают поступать обвинения в поддержке палестинского «Хамаса» и Хезболлы в Ливане.
В 2003 и 2007 годах вооружённые силы Израиля проводили на территории Сирии боевые операции, целью первой из которых был тренировочный лагерь палестинцев, а цель второй (авиаудар) остаётся неясной. В 2006 году ВВС Израиля провели акцию устрашения в районе президентского дворца в Дамаске, призванную вынудить сирийские власти отказаться от помощи исламскому сопротивлению Ливана и Палестины.
Вторым серьёзным конфликтом для Сирии является конфликт с Соединёнными Штатами Америки. Конфликт был инициирован США в декабре 2003 года, после того как президент Буш подписал законопроект, который угрожал Сирии экономическими санкциями в случае продолжения поддержки террористических организаций, фактической военной оккупации Ливана, попыток приобрести оружие массового уничтожения и ракет дальнего радиуса действия, а также сохранения движения оружия и наёмников через сирийско-иракскую границу. Сирия отказалась «подчиняться диктату США» и отвергла два последних обвинения. 11 мая 2004 года, после того как переговоры ни к чему не привели, США ввели санкции на поставки товаров Сирии, а также заморозили её счёта в США. Сирия официально заявила о продолжении помощи исламскому сопротивлению. Следует заметить, однако, что после убийства премьер-министра Ливана Харири международное давление — в особенности американское — на Сирию было значительно усилено, в результате чего Дамаск был вынужден пойти на некоторые уступки.
Третьим конфликтом является конфликтная ситуация вокруг Ливана, в котором после убийства премьер-министра Рафика Харири произошла «кедровая революция». Тогда просирийские элиты были по большей части отстранены от власти, а войска Сирии, пребывавшие в Ливане с 1976 года, были, под давлением международного сообщества, выведены из страны.
Сейчас, во многом из-за усиления международного давления со стороны США, Сирия утратила сильные позиции в Ливане, однако пытается восстановить своё присутствие с помощью спецслужб и финансируя отряды исламского сопротивления, причём религиозный фактор не играет существенной роли — в войне против Израиля Дамаск поддерживает как суннитских боевиков из «Хамас», так и проиранскую шиитскую Хезболлу.
Значительное число ливанских беженцев, покинувших страну после начала там в 2006 году военной операции Израиля, нашло временное пристанище на территории Сирии.
Иордания и Сирия урегулировали территориальные разногласия в ходе переговоров высшего сирийско-иорданского комитета в городе Амман, которые состоялись в 2005 году. По соглашению 2005 года Иордания получила 125 км приграничной территории, находящихся под сирийским контролем. В свою очередь, Сирия в рамках демаркации границ получила 2,5 км земли. Кроме того, стороны договорились противодействовать незаконному обороту наркотиков в приграничной полосе.
Важной составляющей национальной и региональной безопасности в Сирии видится иракское урегулирование. В 2006 году Сирия восстановила с Ираком дипломатические отношения и приняла на своей территории значительное число беженцев, покинувших Ирак из-за боевых действий, однако год спустя ввела для иракцев визовые ограничения, поскольку возможности страны для размещения новых беженцев были практически исчерпаны. Вместе с тем роль Сирии в вопросах урегулирования является скорее двойственной, поскольку именно через сирийскую территорию в Ирак продолжает прибывать значительное число боевиков, действующих против иракских властей и американских войск.
Иран остаётся одним из важнейших контрагентов Сирии. Ещё в 2005 году премьер САР аль-Отри официально обратился к Ирану с предложением о создании единого сирийско-иранского фронта, который помог бы двум странам противодействовать внешнему давлению.
Сирия неоднократно заявляла о том, что поддерживает право Исламской Республики Иран на мирный атом, а иранский президент Махмуд Ахмадинежад посетил в 2006 году Дамаск с визитом и выразил надежду на укрепление этого стратегического союза. Обе страны пытаются развивать и экономическое сотрудничество в рамках договора 2006 года о создании режима наибольшего благоприятствования в торговле. Отношение США к тандему Сирия—Иран остаётся резко негативным, поскольку, с точки зрения Государственного департамента, оба государства являются «проблемными». По мнению Вашингтона, «деятельность таких стран, как Сирия и Иран, которые укрывают и поддерживают террористов и врагов демократии Ирака, мешает мирному урегулированию». Без внимания США не остался и тот факт, что в 2006 году две страны подписали меморандум о взаимопонимании в области обороны. Среди арабских государств в последнее время усиливается недовольство использованием Сирией и Ираном лозунгов «священной войны» против Израиля для реализации своих национальных политических амбиций.
Страны—члены ЕС избегают прямолинейных оценок и стремятся налаживать контакты с Тегераном и Дамаском. Испытанием для отношений Сирии и европейских стран стали события 2006 года, когда Сирия стала одним из «фронтов» «карикатурной войны». Сирийский посол был отозван из Дании, а в дальнейшем сирийцы, протестующие против публикации в Дании карикатур на пророка Мухаммеда, атаковали здания ряда дипмиссий, причём от устроенных пожаров пострадали посольства Норвегии и Дании.
Сирийско-турецкие отношения вышли на новый уровень после визита президента Башара Асада в Анкару в 2004 году Реджеп Эрдоган, занимавший тогда пост премьер-министра Турции, кратко сформулировал основной вектор двустороннего сотрудничества: «Сирия видит для себя в Турции открытые ворота в Европу, а Турция видит для себя в Сирии открытые ворота в арабский мир». Несмотря на очевидный прогресс в отношениях между двумя странами, до сих пор остаются неурегулированными такие важные проблемы, как курдский сепаратизм, незаконный оборот оружия и спор о принадлежности водных ресурсов. Существует и проблема так называемого Александреттского санджака (Искан-деруна).
В период существования Османской империи Александреттский санджак входил в состав Сирии, а в 1939 году в период французского мандата был отдан правительством Франции Турции в расчёте на её нейтралитет в отношении «держав оси». До сих пор многие в САР, особенно предки и родственники жителей Искандеруна, считают этот участок земли сирийской территорией. На официальных картах САР Александреттский санджак (Искандерун) изображается как сирийская территория. Таким образом, этот пограничный спор «приглушён» на время по соображениям политической выгоды развития дружеских отношений с Турцией.
С момента признания СССР независимости Сирии в 1946 году отношения между Сирией и Россией в целом развивались успешно. После прихода к власти в 1963 году социалистов произошло расширение международных связей с СССР на основе «левой» идеологической платформы Партии арабского социалистического возрождения (Баас). Особенно интенсивно развивалось экономическое сотрудничество: специалисты из стран социалистического блока помогали в проведении ирригационных работ (строительство Евфратской плотины и освоение земель), в прокладке железных дорог, оснащении морских портов, строительстве национальной промышленности (нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и др.). СССР также оказывал Сирии значительную военную помощь.
После прихода к власти в CAP X. Асада в отношениях возникло некоторое охлаждение, которое, однако, обоюдными усилиями удалось преодолеть. Разногласия касались радикальной позиции Сирии по вопросу о статусе Израиля на Ближнем Востоке, а также внутрипартийного раскола в Баас, который привёл к серьёзному конфликту между Сирией и Ираком. В целом, в советско-сирийских отношениях в период «холодной войны» Дамаск пользовался значительными выгодами, умело маневрируя в условиях глобального геополитического противостояния между СССР и США. За право советского присутствия на Ближнем Востоке Сирия получала масштабную экономическую и военную поддержку. Помимо политической составляющей, развивались контакты по линии Московского и Антиохийского патриархатов в церковной сфере.
Сирия официально осудила чеченский сепаратизм и поддержала стремление России сохранить свою территориальную целостность. Выступая в качестве преемника СССР, Российская Федерация предпринимает усилия для создания стабильной обстановки в регионе и выступает в качестве противовеса влиянию тандема Израиль—США.
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1970–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1970–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Народном собрании по итогам выборов 22 апреля 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Независимость, плюрализм и реальная роль СМИ в обществе
- Положение Сирии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Сирии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...
Нам часто приходится собирать чемоданы. Таковы уж наши профессии — журналиста ...