Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития

Сирия / Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития

В качестве независимого национального государства Сирия сложилась только в постколониальный период своей истории. До этого территория входила как составная часть в различные государственные образования, которые отличались как этнокультурной спецификой (религия, доминирующая политическая культура), так и степенью централизации.

История становления сирийской государственности насчитывает несколько тысячелетий и в широком смысле слова восходит своими корнями к древневосточным царствам и империям. Верховный правитель, как правило, обожествлялся (существовал государственный культ, связанный с его личностью), власть передавалась по наследству. Идеологию рабовладельческого строя обеспечивала корпорация жрецов. По мере развития бюрократического аппарата обычное право закреплялось в различных источниках. Возникли государственный аппарат, правила внутренней и внешней торговли, единый календарь, развивались фискальная система и карательные механизмы. Спецификой внешней политики этого периода являются почти непрерывные войны по окраинам империй.

Родоплеменная идентичность зачастую была важнее лояльности государству, в связи с чем даже в крупных государствах сохранялись предпосылки для внутренних конфликтов. С экономической точки зрения развитие разных регионов также было неоднородным. Крупные торговые центры, такие как Дамаск, значительно превосходили в развитии более удалённые регионы. По мере расширения, туземные элиты, как правило, сохраняли свою власть на местах после формального признания власти центрального правителя (клятвы, посвящение в культ). Ослабление империй приводило к заявлениям провинций о своей самостоятельности и вызывало междоусобные войны. Эллинистический период (завоевания Александра Македонского) и арабское завоевание в истории Сирии практически не изменили существующих политических традиций, за исключением сравнительно большей степени централизации в рамках новых государственных образований. После завоевания арабами в первой трети VII века. Сирия становится частью арабского халифата, а в годы правления Омеядских халифов (661–750) Дамаск превращается в столицу всего арабского государства. Арабские правители наследуют местные политические институты и противопоставляют себя региональному гегемону — Византии. Классическая арабо-мусульманская культура складывается именно в это время (VII–VIII веках) — арабский язык постепенно вытесняет греческий, в некоторых регионах происходит частичная унификация права на основе шариата. После вторжения тюрок-сельджуков Сирия теряет своё геополитическое значение — только южные регионы страны сохраняют частичную независимость из-за давних связей с фатимидским Египтом.

В период позднего средневековья сирийские города, которые находились на пересечении многих торговых путей, попали в сферу интересов западноевропейских элит — под лозунгами религиозной войны начались крестовые походы, в результате которых часть территории Сирии оказалась под властью крестоносцев. Большую роль на территориях, завоёванных европейцами, играли рыцарские ордены. Эти наднациональные структуры напрямую подчинялись Риму и координировали политический проект крестовых походов. Однако в результате организованного в 1187 году по призыву Салах ад-Дина аль-Айюби священного похода мусульманских войск против крестоносцев вся территория Сирии (за исключением ряда прибрежных городов) вновь перешла под управление арабов. Постепенно мусульманские правители вытеснили европейских феодалов из Сирии и всего ближневосточного региона (последняя база крестоносцев в Сирии остров Арвад был отвоёван арабами в 1303 году).

Разрушительные войны, продолжавшиеся с небольшими перерывами почти несколько столетий, серьёзно подорвали экономику Сирии. Новым этапом развития стал период правления мамлюков, которые восстановили разрушенную административную систему и провели экономические реформы. После вторжения тюрко-монгольского завоевателя Тамерлана дестабилизация в регионе достигла векового апогея и привела к распаду некогда единого государства на несколько регионов, которые постоянно воевали между собой. При этом одни регионы ориентировались на египетских мамлюков, вторые — на иранских Сефевидов, а третьи поддерживали династию Тимуридов.

Это в немалой степени облегчило захват Сирии в 1516 году турецкой армией Селима I, в результате чего страна становится частью обширной феодальной Османской империи. Разделённая на четыре части (пашалыки) с центрами в Дамаске, Халебе, Триполи и Сайде, Сирия становится османской провинцией, которой управляют имперские чиновники, назначаемые из Стамбула. На всей территории Сирии действуют османские законы, создающие преференции для мусульманского населения, в результате чего усиливается влияние ислама. По мере ослабления Порты из-за военно-технического отставания от Европы западные страны вновь появляются в регионе. Христианские миссионеры и торговые представители стараются установить связи с местными властями.

В целом, исторически и политически Сирия тяготела больше к Каиру, чем к Стамбулу, причём эта тенденция окрепла после египетской кампании Наполеона в конце XVII — начале XVIII века. В 1830-е годы Египет пытался установить контроль над Сирией, однако европейские страны поддержали значительно ослабленную к этому времени Османскую империю и способствовали сохранению в регионе прежнего баланса сил. На рубеже XIX–XX веков Османская империя практически утрачивает своё былое влияние и довольствуется формальным признанием своей власти. Происходит социальное и религиозное расслоение, во многом инспирированное извне — религиозные группы пользуются протекцией со стороны России (православные), Великобритании (сунниты, друзы), Франции (римо-католики, отчасти шиитские секты).

Этот период истории Арабского Востока проходит под знаком борьбы Османской империи против национально-освободительного движения арабов, в том числе в её «сирийских» провинциях. По мере дальнейшего ослабления центральной власти и экономической стагнации в регионе нарастали сепаратистские тенденции, которые выразились в полной мере после прихода к власти младотурок, своей политикой «пантюркизма» окончательно поставивших крест на возможностях мирного сосуществования турок и арабов в рамках одной страны. В Стамбуле прекрасно понимали опасность арабского национализма для Османской империи, однако влияние иностранных агентов, в первую очередь англичан, привело к тому, что по итогам Первой мировой войны арабам все-таки удалось освободиться от османского господства.

В 1919 году Фейсал ибн Хусейн, главнокомандующий арабской освободительной армии, был избран Всеобщим Сирийским Конгрессом королём независимой конституционной монархии со столицей в Дамаске. Вместе с тем до полной независимости в рамках национального государства оставалось ещё более 20 лет. Несмотря на широкое распространение панарабских настроений в Сирии, страной управляли европейцы. Происходит передел сфер влияния между европейскими державами в регионе — Англия уступает Сирию Франции в обмен на усиление своего присутствия в Ираке. После получения в 1920 году мандата Лиги Наций в страну вводятся французские войска. Малочисленность и раздробленность патриотической, национально ориентированной элиты предопределили тот факт, что Сирия практически оставалась колонией и до конца Второй мировой войны не выступала в качестве субъекта международной политики. Французы разделили страну на 11 провинций и открыли рынок для своих товаров, что серьёзно подорвало экономику Сирии, которая во многом опиралась на местное кустарное производство.

В 1920–1930-е годы англичане негласно поддерживают выступления различных сил внутри страны против французской администрации (восстание друзов 1925–1927 годах, национальное профсоюзное движение в 1930-е годы). В 1928 году партия сирийских националистов вынуждает колониальную администрацию пойти на уступки и принять смягчённый вариант конституции, а также разрешить создание института выборного президента и однопалатного парламента.

Франция уходит из Сирии в 1945 году, и в стране сразу же усиливаются центробежные тенденции — социальные группы, главным образом мелкая и средняя городская буржуазия, сельские слои, практически не представленные во властных структурах, накапливают протестный потенциал и стремятся заявить о себе как о реальной политической силе.

После окончания Второй мировой войны Сирия формально становится суверенным государством, получает возможность сформировать национальные вооружённые силы и стать членом ООН. 17 апреля 1946 года — день окончательного вывода иностранных войск отмечается как национальный праздник (День эвакуации).

Первое десятилетие существования Сирии как независимого государства серьёзно омрачали внутриполитические противоречия. Резкое социальное расслоение привело к крестьянским восстаниям (1947 год и др.). Произошло разделение правящего Национального блока на «дамасскую» и «халебскую» фракции, наступает период нестабильности.

Создание Израиля, в результате которого около 250 тысяч палестинских арабов стали вынужденными переселенцами, только усугубило противоречия — во внешнеполитической жизни Сирии стал играть большую роль такой весомый фактор, как панарабизм.

Сирия оказывается втянутой в «холодную войну», присоединившись к усилиям Египта в его борьбе против Багдадского Пакта (а позднее Организации Центрального — СЕНТО), подписанного Турцией, Ираком и Пакистаном под покровительством Великобритании и США. Сирия и Египет форсированными темпами начинают развитие межгосударственных, в первую очередь военных, отношений (идеология насеризма и панарабизма). Развиваются контакты руководства Сирии с СССР, заключён ряд соглашений о поставках советской военной техники для модернизации вооружённых сил.

На внутриполитическом уровне к началу 1950-х годов начало сказываться диспропорциональное представительство различных групп во властных структурах государства. За рядом военных переворотов, в которых приняли участие сторонники «халебской» части элиты и фракции друзов, алавитов и других этнорелигиозных меньшинств, последовал приход к власти левобааситов [Баас — партия арабского социалистического возрождения. В отечественной литературе по Сирии более известна как ПАСВ.].

Неудачная попытка сближения с Египтом вынудила руководство обратиться к советской модели построения социализма в рамках национального государства. Идеологическим подкреплением такого курса стала триада «Единство — Свобода — Социализм». После революции 8 марта 1963 года и прихода к власти в Сирии партии Баас, воплощавшей идеалы новых социальных сил страны, последовали национализация крупных предприятий, общий курс на построение светского государства, усиление роли военных и спецслужб в политической жизни САР.

Только к 1970 году противоборствующие левая (гражданская) и правая части Баас нашли компромиссную фигуру в лице Хафеза Асада, который в ноябре 1970 года приходит к власти в результате бескровного переворота. По новой Конституции 1973 года Сирия становится «народной, демократической, социалистической республикой с плановой экономикой, с ограниченной рамками закона, частной собственностью».

Лидер формально избирался сроком на 7 лет, хотя на протяжении всего срока пребывания у власти X. Асад был классическим автократом. Он создал в Сирии сложную политическую систему, учитывающую интересы практически всех групп влияния (кроме воинствующих исламистов), благодаря чему три десятилетия успешно правил страной, превратив Сирию в сильное региональное государство. Асад успешно отразил несколько попыток государственного переворота и смог передать власть по наследству своему сыну Башару.

Сегодня политическая система Сирии всё ещё характеризуется низкой степенью развития демократических институтов, преобладанием узкокорпоративных интересов отдельных групп влияния над общегосударственными и высоким уровнем коррупции. Несмотря на относительно низкий уровень жизни, в Сирии по инициативе Б. Асада развиваются современные информационные технологии и мобильная связь. В экономическом отношении Б. Асад сохраняет в экономике смягчённый либеральными реформами сирийский вариант социализма, во внешней политике продолжает курс, главной целью которого является возврат утраченных в результате израильской оккупации 1967 года. Голанских высот и противодействует попыткам воинствующих исламистов расширить своё политическое влияние в стране.


←   Назад  |   Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития   |   Вперёд   →



 

К островам Индийского океана / Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 год). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар,К островам Индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их ...
Острова в сердце Африки / Книга финляндской писательницы У.-Л.Лундберг, пишущей на шведском языке, представляет собой научно-художественное описание четырёх районов Внутренней Африки: влажного тропического леса (горы Абердэр), саванны (Серенгети-Нгоронгоро), долины реки Луангвы и пустыни Калахари. Автор рассказывает о богатоОстрова в сердце Африки
Книга финляндской писательницы У.-Л.Лундберг, пишущей на шведском языке, ...
От Энтото до реки Баро / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство «Типография В. Киршбаума»).От Энтото до реки Баро
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года ...