Саудовская Аравия / Саудовская Аравия в 1970–1990-х годах
Территориальные споры возобновились после создания в 1971 году Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ). КСА не признало новое государство, потребовав от Омана удовлетворения своих территориальных притязаний на оазис Бурайми. Спор был окончательно урегулирован только в 1974 году.
В начале 1970-х годов позиции Саудовской Аравии как регионального лидера значительно усилились на волне антиизраильских настроений. В то время как Египет, Сирия, другие страны арабского социализма делали ставку на объединение по национальному признаку, Саудовская Аравия попыталась сделать ставку на объединение мусульманских государств («исламский пакт»). Инициативу Фейсала поддержал только иранский шах, позиции которого к началу 1970-х годов были крайне слабы, а также король Йордании, стремившийся укрепить свою личную власть в условиях участившихся переворотов в арабских монархиях. На конференции лидеров мусульманских стран 1973 года КСА заявило о своей твёрдой антиизраильской позиции и призвало создать общеисламский фонд джихада против Израиля.
В 1973 году Саудовская Аравия и Иордания открыто вступили в арабо-израильский конфликт. КСА применило экономическое воздействие на своих западных партнёров, с целью добиться от них усиления давления на Израиль по территориальным вопросам. Решение Саудовской Аравии о введении пятипроцентного эмбарго на добычу и о прекращении поставок нефти в США вызвало резкую дестабилизацию мирового рынка нефтепродуктов. Непосредственное участие в боевых действиях с Израилем принимало только несколько подразделений на сирийском и египетском фронтах. В ходе гражданской войны в Ливане, начавшейся в 1975 году, КСА поддерживало обе стороны в конфликте.
После окончания войны нормализацией отношений между США и КСА занимался госсекретарь США Генри Киссинджер. Ему удалось уговорить представителей Израиля, Египта и Сирии заключить в 1974 году соглашение о перемирии. В том же году по итогам визита президента США Никсона в КСА было подписано важное военно-политическое соглашение. Стороны договорились о стабилизации экспорта нефтепродуктов.
В 1975 году закончилась эпоха правления Фейсала в КСА. Он был застрелен своим племянником Фейсалом ибн Му-саидом, который ранее обучался в американском университете и вернулся в королевство. Трон унаследовал Халед ибн Адь аль Азиз, который не мог из-за слабого здоровья самостоятельно отвечать за внутреннюю и внешнюю политику королевства. Государством управлял другой член клана саудидов, Фадх, который стал заместителем премьер-министра в правительстве Халеда. В 1976–1980-х годах совокупный доход КСА превысил 300 миллиардов долларов. В королевстве была развёрнута масштабная программа индустриализации. Основные вложения осуществлялись в развитие нефтедобывающей промышленности, транспортной инфраструктуры, медицины и образования.
Первые годы правления Халеда ознаменовались глубокими изменениями в ближневосточной политике. После убийства Насера Египет возглавил Садат. В 1975 году Садат, Халед и президент Судана аль-Нимейри заключили трёхстороннее соглашение, направленное против Ливии. Однако в 1977 году Садат под давлением внутриполитических обстоятельств решил заключить сепаратный мир с Израилем. Саудовская Аравия к этому моменту уже открыто претендовала на роль центра исламского мира, поэтому дипотношения между Эр-Риядом и Каиром были разорваны.
В 1977 году КСА заключило новый договор с президентом США Фордом, который укрепил американо-саудовские отношения. Согласно договору между КСА и США, королевство принимало на себя обязательства покупать на часть доходов от нефтедобычи ценные бумаги американского казначейства, а также воздержаться от повышения цен на нефть до 1984 года более чем на 5 %. США, в свою очередь, гарантировали внутреннюю и внешнюю безопасность режима. КСА также заказало в США большие партии вооружения, а также расширило численность иностранных специалистов в стране. В 1978 году в королевство с визитом прибыл президент США Джимми Картер.
В 1980 году началась ирано-иракская война. Саудиды поддержали Ирак. 4 февраля 1981 года на встрече в Эр-Рияде лидеры арабских государств объявили о создании Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Членами Совета стали Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия.
Модернизация и ускорение экономического развития никак не сказались на политической системе Саудовской Аравии. В ней по-прежнему значительное место занимал клан саудидов, его союзники из числа племенной аристократии, а также ваххабитские священнослужители (улемы) и крупные торговцы. Среди населения росло недовольство коррупцией в правящих кругах. Так, осенью 1979 года организация «Движение мусульманских революционеров Аравийского полуострова», известное как «Джамаат Джухайман», под руководством 47-летнего Джухаймана аль-Отейба выступила с призывом свергнуть «деспотичных и продажных правителей». Вместе с 3 500 сторонниками из числа радикальных ваххабитов Джухайман захватил главную мечеть Мекки Аль-Харам. Власти Саудовской Аравии применили против восставших артиллерию, авиацию и слезоточивый газ. В 1980 году сам Джухайман и 62 его сторонника были казнены.
В 1982 году умер король Халед. Его место занял премьер-министр Фахд. Наследным принцем стал Абдалла ибн Абд аль Азиз ас-Сауд.
Успех иранской революции привёл к росту политической активности среди шиитского религиозного меньшинства в Саудовской Аравии. В 1984 году иранская авиация совершила налёт на нефтяные танкеры, принадлежавшие Саудовской Аравии. В 1987 году 25 тысяч паломников из Ирана заблокировали вход в мечеть Аль-Харам. Они вступили в схватку с силами полиции. По официальным данным, в столкновениях погибли 402 человека, из них 275 граждан Ирана и 85 — Саудовской Аравии.
Обе страны в рассматриваемый период стремились утвердиться в качестве региональных держав, и поэтому естественным образом конкурировали между собой. Хомейни призвал к свержению короля КСА, а также потребовал предоставить экстерриториальный статус Мекке и Медине. Фадх разорвал дипотношения с Тегераном. Фактически между двумя странами началась необъявленная война. Шиитские террористы провели целую серию атак на представительства КСА в различных странах. Королевство ответило репрессиями в отношении шиитского меньшинства. В течение 1988–1991 годах граждане Ирана не прибывали на хадж, хотя неофициально паломники ездили в Мекку. На границе КСА всех паломников осматривали на предмет наличия шиитской литературы. В смягчённом варианте эта практика сохраняется и по сей день. Отношения Эр-Рияда с Тегераном улучшились после смерти Хомейни. В 1991 году КСА разрешило 115 тысяч паломников из Ирана официально приехать в Мекку (ранее шииты, прибывавшие на хадж, пользовались распространённым в шиизме принципом «такыйя» [этот принцип позволяет шиитам, друзам, исмаилитам скрывать свою акыду (вероубеждение) в условиях опасности для жизни, (ср. сура 16:106 «Пчёлы»)].
В начале 1990-х годов КСА столкнулось с новым вызовом: вторжением Ирака в Кувейт. Саудовская Аравия обратилась за помощью к США и начала собирать антииракскую коалицию арабских государств. Конфликт в Персидском заливе закончился в феврале 1991 года после серии успешных операций американской армии и международных сил безопасности.
Во внутренней политике король Фадх испытывал давление как со стороны радикальных улемов, так и со стороны либеральной части клана саудидов. Король был вынужден провести административную реформу. В 1992 году были изданы три декрета — «Основы системы власти», «Положение о Консультативном совете» и «Система территориального устройства». В дополнение к ним также был принят «Акт учреждения Консультативного совета». Страну разделили на 13 провинций, которыми руководили эмиры. В каждой провинции учреждён провинциальный совет. Кроме того, король создал противовес крайне консервативному Совету улемов. Новые органы — Высший совет по исламским делам и Совет по исламским запросам и руководству — возглавили члены клана саудидов, лояльные королю.
К выполнению шестого пятилетнего плана Саудовская Аравия приступила в условиях очень низких цен на нефть на мировых рынках. Руководству пришлось значительно урезать социальные расходы и отказаться от части зарубежных инвестиций. Экономические проблемы вызвали новую волну социального недовольства. Радикальные ваххабиты выступили против иностранного военного присутствия. В 1995 году в стране начались теракты против американских военных. Ответственность за взрывы и нападения взяли на себя малоизвестные до этого объединения — «Движение за исламские изменения на Арабском полуострове — Крыло джихада», а также две малочисленные группы «Тигры Залива» и «Сражающиеся защитники Аллаха».
В 1996 году КСА и Йемен подписали соглашение о безопасности.
Отношения с США сильно ухудшились после событий 11 сентября 2001 года. Ни один из родственников Усамы бен Ладена не был выдан в США. Более того, после трагических событий КСА взяло на себя обязательства обеспечить личную защиту бен Ладенов. Саудовский министр внутренних дел принц Наиф ибн Абдель Азиз аль Сауд заявил, что члены семьи «не могут нести ответственность за деятельность одного человека», 15 из 19 террористов, проводивших атаку на небоскрёбы, являлись подданными КСА. В 2002 году ЦРУ опубликовало список из 12 саудовских предпринимателей, которые подозревались в финансовой поддержке террористических организаций. На усилившееся давление со стороны части истеблишмента США королевская семья ответила угрозой вывода своих средств из американской экономики. Среди политиков в США были две основные позиции по саудовскому вопросу. Колин Пауэлл, занимавший в то время пост госсекретаря США, выступил с заявлением о необходимости сохранять долгосрочное стратегическое партнёрство с Саудовской Аравией. Специальная группа аналитиков Нью-Йоркского Совета по международным отношениям, проведя исследование связей саудовских финансовых кругов и террористических организаций, пришла к выводу, что благотворительные фонды КСА играют ключевую роль в пополнении средств «Аль-Каиды» при попустительстве властей королевства. В Администрации Буша рассматривался вариант силового давления на КСА и захвата нефтедобывающих районов.
После напряжённых 2001–2003 годов некоторые ваххабитские улемы согласились с необходимостью сделать страну более открытой. Сторонники либерализации добились обсуждения на публичном уровне возможности имплементации доктрины прав человека в законодательство Саудовской Аравии. Однако меры, направленные на либерализацию, были крайне непоследовательными. В начале XXI века в Саудовской Аравии все ещё проводятся публичные казни. В 1999 году шариатский суд приговорил к казни мечом 99 человек, многие из которых были иностранцами.
Отношения между КСА и США также чрезвычайно осложнились в связи с вторжением войск коалиции в Ирак. Первоначально консервативное крыло руководства КСА ответило категорическим отказом на просьбу США предоставить военные базы на территории Саудовской Аравии для проведения атак на иракские объекты. Радикальные исламисты оказывали и продолжают оказывать сильное давление «справа» на короля и его окружение. Саудовское правительство арестовало несколько сотен человек по подозрению в террористической деятельности.
В 2005 году трон КСА унаследовал Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд, который фактически управлял страной с середины 1990-х годов, когда у Фахда начались серьёзные проблемы со здоровьем. В целом, Абдалла является представителем умеренно-либерального крыла саудовского руководства. Во внешней политике он придерживается линии на расширение сотрудничества с США и стремится к нормализации отношений с западными странами. Абдалла также проявил себя как последовательный сторонник борьбы с терроризмом. После событий 11 сентября он обещал США раскрыть имена террористов, ответственных за атаку на Нью-Йорк, и уничтожить все радикальные группировки.
← Назад | Саудовская Аравия в 1970–1990-х годах | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Древнейший период
- Возникновение и распространение ислама
- Саудовская Аравия в Средние века
- История семьи аль Сауд
- Саудовская Аравия в XIX веке
- Образование Саудовской Аравии
- Королевство Саудовская Аравия в 1930-е годы и в период Второй мировой войны
- КСА в 1950–1970-е годы
- Саудовская Аравия в 1970–1990-х годах
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (короли) в 1932–2012 годах
- Главы правительства в 1932–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Саудовской Аравии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Саудовской Аравии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Эта книга — рассказ о путешествиях в неведомое от древнейших времён до наших дней ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года ...