Саудовская Аравия / Возникновение и распространение ислама

До возникновения ислама в среде арабов существовало большое количество языческих верований, многие из которых оказали большое влияние на становление новой религии. Храм Кааба долгое время был религиозным центром народов, населявших полуостров. Культ Каабы включал в себя поклонение верховному божеству, трём его дочерям и небесным светилам. Ислам противопоставил язычеству абсолютный и радикальный монотеизм, причём утверждение новой религии должно было полностью искоренить доисламские верования (джахилийя). Конечная цель ислама — привести к полному подчинению новой религии всех народов Земли. Таким образом, уже с самого начала в религиозной концепции ислама существенное место занимает политическая составляющая.

Мухаммед не проводил различия между религиозной и политической деятельностью, поэтому в исламском праве легитимный правитель (имам) обладает одновременно светской и духовной властью. К периоду возникновения ислама в арабском обществе уже наметилась общая тенденция к политической интеграции. Различные арабские племена образовывали неустойчивые союзы. К одному из таких племён, племени Курейшитов, принадлежал Мухаммед. Курейшиты издревле были смотрителями Каабы, куда в доисламский период ежегодно приезжали торговцы и паломники.

Мухаммед рано лишился поддержки клана из-за сложных семейных обстоятельств. Благодаря незаурядному таланту организатора и военачальника он собрал вокруг себя группу лично преданных сторонников (асхабы) и успешно распространял новую религию среди жителей Аравии. Ему удалось к моменту смерти в 632 году установить исламское правление на большей части полуострова.

В дальнейшем высокий интегративный потенциал ислама позволил объединить в рамках одного государства народы с различными историческими и культурными традициями. Ислам вышел за пределы Аравии и превратился в силу регионального, а затем (после арабо-византийских воин) и мирового масштаба. К концу VII века нашей эры Аравийский полуостров утратил политическое значение. Мусульманские полководцы были заняты походами в Персию и Северную Африку. После убийства Али ибн Абу Талиба, четвёртого праведного халифа, во главе государства становится бывший наместник Сирии Муавия, основатель династии Омейядов (661–750 годы). Происходит окончательное разделение между последователями Али и его прямыми потомками («шиа Али», шииты) и суннитами.


←   Назад  |   Возникновение и распространение ислама   |   Вперёд   →



 

Международный полярный год / Книга рассказывает об истории изучения Арктики, русских, голландских, американских и международных полярных экспедициях.Международный полярный год
Книга рассказывает об истории изучения Арктики, русских, голландских, ...
По Южному Уралу и Зауральским равнинам / Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».По Южному Уралу и Зауральским равнинам
Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».
Основы мелиораций / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Сельхозгиз»).Основы мелиораций
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...