Пакистан / Конституционные основы, характеристика формы правления
Пакистан представляет собой президентско-парламентскую федеративную республику. Конституция Пакистана принята 12 апреля 1973 года и вступила в действие 14 августа того же года (в День независимости). По первоначальному тексту конституции Пакистан провозглашался Исламской Республикой парламентского типа. Главой государства и символом её единства объявлялся президент, которым мог стать только мусульманин не моложе 45 лет. Несмотря на большое количество полномочий, которые получал президент, он должен был действовать при этом по обязательному для него совету премьер-министра. Главу правительства избирал парламент большинством голосов (ст. 91).
В 1979–1985 годах действие конституции было приостановлено. Согласно 8-й поправке к конституции (1985 год), утверждались все указы президента, принятые в период приостановки действия конституции. Полномочия президента в соответствии с поправкой были существенно расширены. Он стал частью законодательной и главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооружённых сил. Была ослаблена зависимость президента от советов премьер-министра. По своему усмотрению президент получил право распускать нижнюю палату парламента, назначать новые выборы, образовывать временное правительство на период между роспуском парламента и началом работы нового его состава, проводить референдумы, делать назначения на высшие военные посты.
В 1997 году Федеральное собрание приняло 13-ю поправку к конституции, которая во многом перечеркнула 8-ю поправку, дававшую президенту значительные полномочия, в частности отправлять правительство в отставку и распускать парламент. Премьер-министр вновь стал главной фигурой в системе отправления государственной власти.
В 1999–2002 годах действие конституции было в основном приостановлено в связи с введением чрезвычайного положения. В августе 2002 года президент издал Указ о рамках закона (Legal Framework Order) с целью проведения парламентских выборов и восстановления действия конституции. Принятая парламентом в 2003 году 17-я поправка придавала законную силу всем указам, изданным в период чрезвычайного положения. Она давала президенту расширенные полномочия, вновь предоставила право распускать парламент и отправлять в отставку правительство.
Согласно конституции, закон о конституционной поправке может быть инициирован любой из палат парламента (ст. 239). В случае если законодательный акт о поправке принят 2/3 одной палаты, он передаётся на рассмотрение другой палаты, где законопроект также должен получить не менее 2/3 голосов. Затем законопроект направляется на подпись президенту страны. В случае если в проект поправки вносятся изменения на второй стадии его рассмотрения, он возвращается в ту палаты, в которой законопроект был первоначально предложен.
Если предлагаемая поправка повлечёт за собой изменения полномочий одной из провинций страны, то, прежде чем быть представленным на подпись президента, законопроект должен быть одобрен законодательным собранием данной провинции не менее чем 2/3 голосов.
Конституция провозглашает основные права граждан — неприкосновенность личности, свободу передвижения, свободу слова, собраний, организаций, вероисповедания, неприкосновенность жилища (ст. 9, 15, 16, 17, 19, 20). Эти права сопровождаются оговорками. Так, свобода слова и печати может быть «разумно ограничена законом в интересах славы ислама, целостности, безопасности и обороны Пакистана... дружественных отношений с другими государствами, общественного порядка, приличия и морали» (ст. 19).
Конституция устанавливает право каждого гражданина на частную собственность (ст. 23), но предусматривает возможность национализации любого вида собственности за компенсацию (ст. 24).
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Пакистан до обретения независимости
- Современная история Пакистана
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1971–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1973–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Места по субъектам федерации в Национальном собрании
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Пакистана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1928 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1920 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1894 года ...