Оман / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Кабусу бин Саиду Аль Саиду принадлежит вся полнота законодательной и исполнительной власти. Султан возглавляет Совет министров, в состав которого в 2008 году входило 32 члена, и является Верховным главнокомандующим вооружённых сил Омана и Королевской полиции Омана. Согласно положениям Основного Закона, Султан:

— охраняет независимость страны и её территориальную целостность;

— предпринимает меры по противодействию угрозам безопасности государству, интересам его народа, стабильной работе государственных институтов;

— гарантирует соблюдение законности, защиту прав и свобод граждан;

— определяет основные направления политики государства;

— представляет государство на международной арене;

— председательствует на заседаниях Совета министров лично или через своего представителя;

— возглавляет специальные советы или назначает их председателей;

— назначает и освобождает от должности заместителей премьер-министра, министров, заместителей министра, генеральных секретарей и других лиц, занимающих посты высокого уровня;

— назначает и освобождает от должности судей Верховного суда;

— издаёт и утверждает законы;

— подписывает международные договоры и соглашения, издаёт указы об их ратификации;

— назначает и отзывает дипломатических представителей Омана в иностранных государствах и международных организациях;

— принимает верительные грамоты аккредитуемых при нем представителей иностранных государств и международных организаций;

— обладает правом смягчения наказания или отсрочки его исполнения;

— награждает государственными наградами, присваивает почётные звания и воинские звания.

В осуществлении своих полномочий Султан опирается на Совет министров, который несёт перед ним коллективную ответственность, и специализированные советы. В обязанности правительства входит:

— предоставление Султану рекомендаций по экономическим, политическим и социальным вопросам, а также по вопросам реализации своих исполнительных и управленческих функций;

— подготовка проектов законов и указов;

— повышение уровня общественного благосостояния, качества жизни населения;

— формулирование целей и направлений экономического и социального развития страны;

— подготовка предложений по наилучшему использованию ресурсов страны для достижения поставленных целей развития;

— обсуждение планов по развитию, подготовленных соответствующими ведомствами, представление их на утверждение Султану, контроль за их реализацией;

— обсуждение законопроектов, вносимых министерствами в рамках их юрисдикции, подготовка соответствующих рекомендаций и заключений;

— контроль за исполнением всех законов, указов, распоряжений, принятых решений, включая договоры, соглашения и решения суда;

— надзор за слаженностью работы государственного аппарата, координация деятельности различных ведомств.

Заседания Совета министров проходят только за закрытыми дверями и требуют присутствия на них не менее половины его членов.

В 2008 году в состав Совета министров входили 29 министров, личный представитель Султана, заместитель премьер-министра, генеральный секретарь. Наряду с правительством в стране действует ряд специальных советов. Среди них Совет по обороне, Совет национальной безопасности, Совет по финансовым вопросам и энергетическим ресурсам, Совет по делам верховного правосудия. Вместе с этим, согласно ст. 56 Основного Закона, королевским указом для реализации конкретных государственных задач могут быть учреждены специальные органы власти: высшие комиссии, специализированные советы, ведомства. В 2008 году их насчитывалось около 20.

Формирование системы представительных и консультативно-совещательных органов власти (Шуры) началось в 1981 году, когда был создан Государственный консультативный совет. Совет просуществовал до 1991 года и был преобразован в Консультативный совет («Маджлис аш-Шура»), в котором сохранялось только представительство всех районов (вилайетов). Выборы в Маджлис аш-Шура носили непрямой характер. На собрании авторитетных граждан каждого вилайета утверждались 3 кандидата, из которых только одного Султан назначал в Совет.

В 1994 году впервые среди арабских государств Персидского залива Султанат Оман предоставил женщинам право быть выбранными в состав Консультативного совета.

В 1997 году квазипарламент Омана дополнил Государственный совет («Маджлис ад-Дауля»). Таким образом, в 1997 году Консультативный совет в качестве нижней палаты и Государственный совет в качестве верхней палаты сформировали Совет Омана («Маджлис Оман»).

С 2003 года срок полномочий членов Консультативного совета был увеличен до 4 лет, правом участия в прямом голосовании стали обладать все граждане старше 21 года, кроме военнослужащих и сотрудников спецслужб. Для участия в голосовании граждане должны зарегистрироваться в своём вилайете или по месту пребывания, заполнив специальную форму, предоставляемую Министерством внутренних дел.

Число мест в Консультативном совете зависит от размера района (вилайета). Вилайеты с населением более 30 000 человек избирают в Совет по 2 представителя. В 2007–2008 годах таких вилайетов насчитывалось 23. Вилайеты с населением менее 30 000 человек избирают по 1 представителю. За указанный период таковых было 38 вилайетов. Таким образом, на последних всеобщих выборах в Маджлис аш-Шура 6-го созыва, состоявшихся 27 октября 2007 года, путём прямого голосования было избрано 84 депутата, представляющих 61 район Омана. В новый состав Совета впервые за 13 лет не вошла ни одна женщина.

В отличие от Консультативного совета члены Государственного совета назначаются Султаном сроком на 4 года с возможным продлением полномочий. Согласно действующему законодательству, их число не должно превышать количество членов Консультативного совета. Сформированный в 2007 году Госсовет 4-го созыва включает в себя 70 человек, из них 14 женщин (20 %). В состав Госсовета чаще всего входят лица, ранее занимавшие должности министров, заместителей министров, верховные судьи, послы, чиновники высокого ранга, а также выдающиеся деятели науки, искусства, видные учёные, бизнесмены.

Совет Омана является консультативно-совещательным органом и не выступает с самостоятельными законодательными инициативами. Компетенция Совета не предусматривает рассмотрение политически важных вопросов, таких как государственное устройство, внешняя политика, оборона и безопасность. В основные функции обеих палат входит рассмотрение законопроектов и подготовка соответствующих рекомендаций для Султана и правительства страны, в том числе по вопросам подготовки и реализации программ развития. В последнее время наблюдается его заметная роль в сфере человеческих ресурсов, главным образом, в определении направлений развития системы образования, здравоохранения.

Кроме того, в ключевые функции Консультативного совета входит участие в обсуждении и подготовке проекта бюджета, пятилетних планов развития, рассмотрение и внесение поправок в законы, затрагивающие социально-экономические вопросы. Консультативный совет заслушивает министров по вопросам их компетенции. По запросу нескольких депутатов на вопросы членов Маджлис аш-Шура отвечают приглашённые министры.

Консультативный совет принимает заметное участие в работе арабских, исламских и международных парламентских союзов.

Судебная система Омана находится в процессе активного совершенствования, результаты которой власти ожидают получить в ходе реализации седьмого 5-летнего плана развития (2006–2010 годы). В настоящее время Основным Законом 1996 года и Законом о судебной власти 1999 года провозглашена независимость судов и судей, подчиняющихся только закону, установлена следующая судебная иерархия: Верховный суд (находится в Маскате), 6 апелляционных судов (расположены в Маскате, Сохаре, Низве, Саляле, Ибре и Йбри), 40 судов первой инстанции. В структуре судов первой инстанции предусмотрены палаты по рассмотрению гражданских, уголовных, коммерческих, трудовых, налоговых дел, вопросов личного статуса. В 8 районах страны в судах первой инстанции созданы палаты, каждая из которых состоит из 3 судей, для рассмотрения особых категорий дел.

В судебную систему также входят административный суд (рассматривающий дела, в которых органы власти выступают одной из сторон процесса, в том числе, в отношении исков, поданных против них государственными служащими), суд государственной безопасности (рассматривающий дела, касающиеся безопасности страны, действий высокопоставленных чиновников, государственных органов власти), военные суды (юрисдикция которых ограничена вынесением решений по преступлениям, совершенным военнослужащими), прокуратура.

Декретом Султана в 2005 году был принят Закон об урегулировании гражданских споров и примирении сторон. Закон предполагает создание по всей стране 22 примирительных комиссий с целью предоставить гражданам дополнительные возможности по разрешению взаимных споров гражданского, коммерческого характера и вопросов личного статуса в рамках установленных в оманском обществе традиций, путём достижения взаимного согласия, не прибегая к использованию полной судебной процедуры.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Земля Королевы Мод / Автор — участник пяти советских антарктических экспедиций — рассказывает о работе советских исследователей на станции Молодёжная, о сотрудничестве с японскими и бельгийскими полярниками, о работе геологов в горах Земли Королевы Мод, о жизни о антарктическом оазисе на советской станции НоволазаревскаЗемля Королевы Мод
Автор — участник пяти советских антарктических экспедиций — рассказывает о ...
Путешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе / Автор книги — Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) — человек в высшей степени незаурядный: выходец из старинного дворянского рода, писатель, полиглот, учёный-исследователь, библиофил, коллекционер, путешественник, государственный деятель. В 1812 году в Бородинском сражении потеряв ногу, он, тем не менПутешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе
Автор книги — Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) — человек в высшей степени ...
Растительность Туркестана / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года (издательство «Петроград»).Растительность Туркестана
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...