Непал / Переходный период и установление панчаятской системы (1951–1990 годы)
Этот проект предусматривал создание выборного законодательного органа, который бы приступил к разработке новой конституции. 18 февраля 1951 года король Трибхуван возвратился в Непал, где выступил с прокламацией об отмене поста наследственных премьер-министров. В результате дальнейших переговоров между представителями Рана, королём и Непальским конгрессом было принято решение о формировании временного правительства на условиях паритетного представительства: пять членов правительства должны были быть представителями Рана, а ещё пять — представителями Непальского конгресса. В апреле 1951 года в силу вступила временная конституция Непала.
Привилегии Рана были ликвидированы, король становился главой государства и получал существенные полномочия в законодательной и исполнительной сфере. Однако данные меры не смогли стабилизировать обстановку в стране, где продолжались военные действия, инспирируемые как радикальной частью Непальского конгресса, так и другими общественными организациями. Когда в отношении участников студенческих демонстраций в Катманду полицией были применены жёсткие меры, конгрессисты вышли из состава правительства, тем самым заявив о своём несогласии с правительственной позицией. 16 ноября король Трибхуван объявил о составе нового правительства. Впервые за более чем столетний период его возглавил не представитель семейства Рана. Происходило расширение прав короля, который в 1952 году распустил правительство, провозгласив установление «режима прямого правления». Ряд статей Временной конституции были отменены. После публикации королевской прокламации «О конституционных изменениях» от 1954 году вся полнота исполнительной, законодательной и судебной власти была сосредоточена в руках короля.
В то же время в связи с ухудшением состояния здороввя король Трибхуван отправился на лечение в Европу, где скончался в 1955 году. После него на престол взошёл его сын Махендра Бир Бикрам Шах Дева. Несмотря на попытки проведения реформ, вторая половина 1950-х годов была отмечена ухудшением внутриполитической обстановки и экономического положения в стране. В 1959 году в соответствии с принятой новой конституцией прошли первые парламентские выборы, в которых победу одержал Непальский конгресс. Однако в результате продолжения роста внутриполитической нестабильности король Махендра объявил о роспуске правительства и парламента (1960 год). Указом от 5 января 1961 года король также отменил все политические партии и существовавшие до этого общественные организации. Королевской прокламацией от 15 декабря 1962 года в стране провозглашалось создание «беспартийной панчаятской системы» (панчаяты — органы местного самоуправления). Приоритетными были объявлены институт монархии и индуизм. Король был провозглашён символом нации и, согласно конституции 1962 года, по сути, наделялся неограниченными полномочиями в области исполнительной, законодательной и судебной власти. За королём закреплялось право изменять конституцию путём издания прокламаций. Королю предоставлялись также любые полномочия, не предусмотренные конституцией. Конституция не предусматривала создание партий, политических организаций и профсоюзов. Их роль играли всенепальские «классовые организации»: крестьянская, рабочая, женщин, молодёжи, пожилых людей, бывших военнослужащих. Каждый непалец, достигнув 18 лет, автоматически включался в одну из категорий.
Понятие панчаятской системы было сформулировано в конституции в достаточно обобщённом виде и подразумевало создание «демократии снизу» в противовес процессу «насаждения» демократических институтов. Предусматривалось создание четырёхступенчатой системы панчаятов на местном уровне (деревня, город), на уровне дистрикта (района) и зоны и на высшем (Национальный панчаят, игравший роль парламента). Национальный панчаят, несмотря на провозглашение его высшим законодательным органом панчаятской системы, по сути, получал только самые общие совещательные функции. Выборы панчаятов местного уровня происходили на деревенских или городских собраниях. В функции местных панчаятов входили вопросы благоустройства, начального образования, здравоохранения, мелкой промышленности, водоснабжения, строительства и ремонта дорог, мостов и мест общественного пользования. Выборы в панчаяты среднего и высшего уровня носили непрямой и ступенчатый характер. Выборы большей части 125 членов Национального панчаята (16 членов назначались королём) осуществлялись выборщиками от панчаятов и «классовых организаций» зонального уровня.
В правление короля Махендры было предпринято несколько попыток проведения экономических и социальных реформ, которые, несмотря на ряд позитивных сдвигов, не привели к общему улучшению положения в стране. После смерти короля Махендры в 1972 году на престол взошёл его старший сын Бирендра (коронован в 1975 году). Ему пришлось столкнуться с ростом внутренней оппозиции и в условиях зреющего политического и социального протеста пойти на некоторые шаги по демократизации политической системы. В 1981 и 1986 годах были проведены выборы в Национальный панчаят, однако они не носили демократического характера. В подобных условиях Непальский конгресс со второй половины 1980-х годов перешёл к тактике гражданского неповиновения и выступил с критикой системы панчаятов. В условиях социально-экономического кризиса в стране протестное движение в конечном итоге вылилось в вооружённые столкновения.
← Назад | Переходный период и установление панчаятской системы (1951–1990 годы) | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Официальное название
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Древнейший период (до конца 1-го тысячелетия нашей эры)
- Непал в Средние века и в начале Нового времени (конец 1-го тысячелетия нашей эры — середина XVIII века)
- Создание единого непальского государства (середина XVIII века — середина XIX века)
- Правление наследственных премьер-министров (середина XIX века — 1951 год)
- Переходный период и установление панчаятской системы (1951–1990 годы)
- Непал на рубеже XX–XXI веков
- Конституционные основы, включая характеристику формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (короли) в 1972–2008 годах
- Глава государства (президент) в 2008–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1973–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные экспортные товарные группы
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Основные импортные товарные группы
- Основные внешнеторговые партнёры
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Непала в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Цейлон — государство, расположенное на одноимённом острове в Индийском океане, ...
Раньше лес упрощённо считали «средой, в которой растёт большое количество ...