Монголия / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Участвуя в работе международных организаций, Монголия в первую очередь ставит перед собой следующие цели: познакомить мир с Монголией, завязать партнёрские отношения с большинством стран мира и научиться быть активным игроком на международной арене. Организации, в которые входит Монголия:
Организация Объединённых Наций (ООН) — с 1961 года. Статуса постоянного члена Совета Безопасности не имеет. За период членства в ООН Монголия инициировала рассмотрение более 50 резолюций и была в группе стран-инициаторов ещё почти 500 резолюций.
Учреждения ООН: Агентство по многостороннему гарантированию инвестиций, Ассоциация международного развития, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности, Всемирный почтовый союз, Конференция по торговле и развитию, Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации, Международная организация труда, Международная финансовая корпорация, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд (МВФ), Международный союз телекоммуникаций, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Организация по промышленному развитию, Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Миссия ООН по референдуму в Западной Сахаре, Миссия ООН в Демократической Республике Конго.
Другие международные и региональные организации: Азиатский банк развития, Ассоциация государств юго-восточной Азии (АСЕАН), Всемирная организация по туризму, Всемирная таможенная организация, Всемирная торговая организация (ВТО), Группа 77, Движение неприсоединения, Европейский банк реконструкции и развития, Международная конфедерация свободных профсоюзов, Международная организация по стандартизации, Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Международная торговая палата, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный олимпийский комитет, Международный уголовный суд, Организация по запрету химического оружия, План Коломбо.
Кроме того, Монголия имеет статус наблюдателя при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Основные внешнеполитические контрагенты Монголии (Россия и Китай) определены её географическим положением: территориальной сжатостью и отсутствием выхода в открытое море.
Длительная история внешнеполитических связей связывает Монголию и Россию. Советская Россия приняла прямое участие в процессе обретения Монголией независимости, и она же стала первым государством, с которым Монголия установила дипломатические отношения (1921 год). На протяжении коммунистического периода в истории обеих стран Монголию и СССР связывали самые тесные дружеские отношения, которые после определённого спада в начале 90-х сейчас опять начинают динамично развиваться.
Не менее важными для Монголии на протяжении всей независимой истории оставались отношения с другим соседом — Китаем. Несмотря на сложную историю взаимоотношений (в первую очередь, непризнания Китаем независимости Монголии до 1946 года), сейчас дипломатические отношения двух стран можно охарактеризовать как добрососедские и взаимодоверительные. Отношения с Китаем на сегодняшний день самым активным образом развиваются во всех областях: политике, экономике, торговле, культуре, образовании, здравоохранении и так далее. На торговлю с Китаем приходится 32,3 % всей внешней торговли Монголии (46,1 % экспорта и 21,8 % импорта).
После долгого периода холодного противостояния (дипломатические отношения были установлены только в 1987 году), вызванного членством Монголии в социалистическом лагере, в последние годы активизировались отношения Монголии с США. Соединённые Штаты поддержали вступление Монголии в МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития и выделили деньги на развитие демократических и рыночных процессов в стране. Монголия поддержала политику США в области борьбы с терроризмом и вооружённые акции в Афганистане и Ираке, в которых приняла символическое участие, отправив туда небольшие подразделения войск.
Партнёрские отношения связывают Монголию с ЕС, который является одним из крупнейших инвесторов страны. В рамках двустороннего сотрудничества реализуется более 90 проектов.
Наконец, в силу стремления Монголии к динамичному развитию её экономики на рыночных и инновационных принципах в настоящее время усиливается значение дипломатических контактов этой страны со странами-членами АСЕАН и ШОС, в первую очередь с Японией и Южной Кореей. В 1992–2002 годах Япония предоставила Монголии безвозмездную помощь и льготные кредиты на сумму более 900 миллионов долларов США. Объём японских инвестиций превысил 50 миллионов долларов США.
Отношения между Россией и Монголией после определённого спада в конце 1980 — начале 1990-х годов начали приобретать прежний динамизм и адаптироваться к современным реалиям.
Крупными событиями в двустороннем диалоге стал официальный визит в Москву Президента Монголии (январь 1993 года), в ходе которого были подписаны российско-монгольский Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве, а также Совместное заявление по поводу имевших место в 1930–1940-х годах в бывших СССР и МНР массовых репрессий, и первый официальный визит Президента Российской Федерации В. В. Путина в Монголию (ноябрь 2000 года), по итогам которого президенты России и Монголии подписали Улан-Баторскую декларацию, в которой закреплены основополагающие принципы развития российско-монгольских отношений в духе традиционного партнёрства и добрососедства.
В последние годы осуществлялась довольно широкая программа контактов на всех уровнях, произошла заметная активизация связей по линии министерств и ведомств. Крупным событием стал официальный визит в Монголию Председателя Правительства Российской Федерации М. М. Касьянова (март 2002 года), по итогам которого опубликовано совместное коммюнике, подписано 9 двусторонних документов. 27 июня — 3 июля 2003 года состоялся официальный визит в Россию Премьер-министра Монголии Н. Энхбаяра. Был подписан пакет межправительственных документов, включая новое соглашение о деятельности совместного предприятия «Эрдэнэт» и меморандундум о взаимопонимании об урегулировании кредитной задолженности Монголии Российской Федерации. Принципиально важно то, что на основе этих договорённостей сторонам удалось к концу 2003 года окончательно урегулировать на взаимоприемлемой основе проблему так называемого «большого долга» Монголии по советским кредитам в переводных рублях (11,3 миллиарда переводных руб.).
Между Российской Федерацией и Монголией не существует не решённых пограничных вопросов, включая территориальные проблемы. Закончена проверка границы на местности (3 485 км, 1 925 погранзнаков, 29 пунктов пропуска). Вместе с тем, ситуация на её тувинском участке (отмечаются её частые нарушения с обеих сторон в связи с нелегальным перегоном скота, контрабандой и так далее) вызывает беспокойство сторон.
Отдельные сдвиги наблюдаются в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве. В начале 90-х годов начался переход российско-монгольских торгово-экономических отношений на общепринятые в мировой практике принципы. В настоящее время удалось преодолеть негативную тенденцию снижения российско-монгольского товарооборота — в 2000 году он составил 224 миллиона долларов, что на 26 миллионов долларов больше по сравнению с 1999 годом. Однако доля России в общем объёме внешней торговли Монголии продолжает снижаться (около 22 % в 2000 году по сравнению с 85 % в начале 90-х годах). Из России в Монголию поставляются главным образом нефтепродукты, электроэнергия, машины и оборудование, а импортируются медный концентрат и плавиковый шпат. В феврале 2001 года в Улан-Баторе прошло 2-е заседание рабочей группы по либерализации взаимной торговли. В Монголии работают 257 монголо-российских совместных предприятий и компаний с размером уставного капитала около 20 миллионов долларов. Доля в ВВП Монголии крупнейших российско-монгольских предприятий составляет в настоящее время свыше 35 %. Сохраняется высокая заинтересованность монголов к прохождению через её территорию маршрутов предполагаемых нефтепровода, газопровода и ЛЭП-500 из России в Китай.
Устойчивый и эффективный характер носили региональные и приграничные связи. Расширяются связи приграничных регионов России и Монголии, на их долю приходится более 70 % двустороннего товарооборота. Из непосредственно граничащих с Монголией субъектов РФ наиболее активна Республика Бурятия. Основные интересы во взаимосвязях субъектов РФ с Монголией лежат, безусловно, в экономической плоскости. Главными направлениями сотрудничества являются такие стратегически важные направления, как горнорудная промышленность, экспорт энергоносителей из сибирского региона в Монголию и импорт монгольского мяса в Россию.
Наметились подвижки и в военном сотрудничестве. Подписан Меморандум о намерениях между Минобороны РФ и Минобороны Монголии по развитию сотрудничества в военной области.
Обновляется договорно-правовая база двусторонних отношений. С января 1992 года подписано около 90 межправительственных и межведомственных соглашений. Готовятся ещё более 10 документов. Продолжается инвентаризация договоров и соглашений, заключённых в 1921–1991 годах.
На гуманитарном направлении наибольшие подвижки достигнуты в области образования. В Монголии с удовлетворением воспринято решение об увеличении квоты на обучение в России монгольских студентов за счёт федерального бюджета до 200 человек, В Монголии возрождается интерес к русскому языку и литературе.
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Восточная Азия
- Официальное название
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Ранние монгольские государства (XII-XIX веках)
- Образование независимой Монголии (1911–1924 годы)
- Монгольская Народная Республика (1924–1990 годы)
- Современная Монголия
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2012 годах
- Председатели правительства в 1990–2009 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Административное деление Монголии
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Монголии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные экспортные группы
- Основные импортные группы
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Монголии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Настоящая работа является естественным продолжением книги автора «Климат ...
Книга написана почвоведом, доктором географических наук В.М.Фридландом, ...
Издание 1977 года. Сохранность хорошая. Всем известно, что первое кругосветное ...