Мальдивы / Особенности законодательной власти
Высший орган законодательной власти — однопалатный парламент (Народный Меджлис).
Согласно новой конституции, депутаты Меджлиса избираются в одномандатных округах по мажоритарной системе из расчёта по два депутата на каждый избирательный округ. Если здесь проживает больше 5 000 граждан, то предоставляется по одному дополнительному месту на каждые 5 000 избирателей (ст. 71). Иными словами, число депутатов от каждого округа будет зависеть от численности населения округа. Всего по состоянию на 2008 год в Меджлисе заседало 50 депутатов, избранных в 2005 году. В их число входят 42 избранных депутата (по два от каждого из 20 атоллов, а также два депутата от столицы Мале) и 8 человек, назначенных предыдущим президентом. Выборы в парламент по новой формуле намечены на весну 2009 года. Главным отличием парламента нового созыва будет отсутствие назначенных депутатов.
Гражданин Мальдивской Республики может быть избран в парламент, если он (ст. 73): является гражданином страны не менее пяти лет; является мусульманином-суннитом; достиг 18-летнего возраста; находится в здравом уме; не является гражданином другого государства.
Депутатами не могут быть министры, госслужащие, служащие государственных компаний, представители армии и полиции и ряд других категорий граждан,
Срок полномочий избранных депутатов Меджлиса составляет пять лет. Они вправе продлить свой мандат не более чем на один год в случае, если страна находится в режиме чрезвычайного положения. Для этого требуется одобрение двух третей членов парламента (ст. 80).
Парламент проводит минимум три сессии в году (ст. 83). На заседаниях палаты председательствует спикер, который избирается на первом заседании. Заменить спикера в случае его отсутствия по той или иной причине может вице-спикер (ст. 82). Кворум составляет четверть всех депутатов, для принятия решений требуется одобрение большинства присутствующих и голосующих депутатов. Для принятия ряда важных решений требуется присутствие не менее половины депутатов. Председательствующий не имеет права голоса, если только голоса не разделились поровну — в таком случае председательствующий обладает правом решающего голоса. При решении ряда важных вопросов председательствующий имеет право обычного голоса (ст. 86, 87).
Одобренные парламентом законопроекты в течение семи дней поступают на подпись президенту. Президент утверждает законопроект в течение 15 дней после его получения из парламента. Он вправе вернуть законопроект в парламент, в этом случае парламент может вновь утвердить его без поправок, и тогда президент будет обязан подписать законопроект. Если президент не подпишет или не вернёт законопроект в парламент, то документ считается одобренным (ст. 91).
Парламент вправе начать процедуру импичмента президента или вице-президента в случае, если кто-либо из них нарушил закон, конституцию или нормы ислама, допустил серьёзные нарушения при исполнении обязанностей или неспособен исполнять свои обязанности. Для начала процедуры импичмента необходима инициатива не менее трети депутатов парламента, в которой должны быть изложены мотивы такого шага. Процедура импичмента может сопровождаться парламентским расследованием. Для смещения указанных лиц с их постов необходимы голоса не менее двух третей депутатов (ст. 100). Что касается отдельных министров, то для их смещения необходимо одобрение не менее половины депутатов Меджлиса (ст. 101).
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Южная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1968–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Записки английского путешественника об Америке XIX столетия.Одной из самых ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...