Литва / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
Как и большинство современных конституций, конституция Литвы в явном виде не формулирует принцип разделения властей, но исходит из него при построении механизма государственной власти.
Конституция не предусматривает самороспуска Сейма. Парламент может быть распущен президентом. Основанием для роспуска может стать отсутствие решения Сейма по программе правительства или двукратный последовательный отказ в её одобрении. Решение о роспуске Сейма может быть принято президентом и по предложению правительства как следствие выражения Сеймом вотума недоверия правительству. Конституция устанавливает запрет на роспуск Сейма в последние шесть месяцев срока полномочий президента и в течение шести месяцев после досрочных выборов парламента.
Конституция наделяет Сейм правом отстранить президента от должности только в порядке процедуры импичмента, чётко формулируя его основания: грубое нарушение конституции или присяги, а также выявление факта совершения им преступления. Президент не несёт политической ответственности за свою деятельность (такая ответственность возложена на премьер-министра либо министра, контрассигнующего акты президента).
Если по истечении 10-дневного срока после вручения закона президенту последний не возвращает его в Сейм, но и не подписывает его, закон вводится в действие после подписания его председателем Сейма. В этом состоит механизм разрешения конфликтной ситуации между Сеймом и президентом.
← Назад | Разделение и взаимодействие различных ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Литве в 1975–2000 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Великое княжество Литовское
- Литва в составе Российской империи
- Период независимости
- Литва в составе СССР
- Восстановление независимости
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (председатель Верховного Совета) в 1990–1992 годах
- Главы государства (председатель Сейма) в 1992–1993 годах
- Главы государства (президенты) в 1993–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Сейме по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Литвы в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Литвы в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2000–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге в популярной форме рассказывается о воде — одном из самых ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1928 года ...