Литва / Конституционные основы, характеристика формы правления
Истоки первых конституционных актов на территории литовского государства восходят к Литовским Статутам. Именно они названы в преамбуле действующей конституции правовым фундаментом литовского государства. Нынешняя конституция принята на референдуме 25 октября 1992 года. Структурной особенностью конституции 1992 года является включение в её текст конституционного закона от 11 февраля 1991 года «О литовском государстве» и конституционного закона от 8 июня 1992 года «О неприсоединении Литовской Республики к постсоветским Восточным союзам».
Литовское государство является независимой демократической республикой. Конституция не допускает ни ущемления, ни ограничения, ни присвоения суверенитета, принадлежащего народу. Противодействие насильственному посягательству на независимость, территориальную целостность или конституционный строй признано правом как народа, так и каждого гражданина Литвы. Вместе с положениями ст. 8, объявляющими захват государственной власти или её институтов насильственным путём антиконституционным, незаконным и недействительным, эти нормы являются механизмом защиты общества и государства от недемократических тенденций.
Характер взаимосвязей между Сеймом, президентом республики и правительством позволяет охарактеризовать Литву как республику со смешанной формой правления с преобладанием элементов парламентаризма.
Общий объем и содержание прав и свобод, установленных конституцией Литвы, соответствуют общепризнанным мировым стандартам. Внести в Сейм предложение относительно изменения или дополнения конституции Литовской Республики имеет право группа членов Сейма в составе не менее 1/4 членов Сейма или не менее 300 тысяч избирателей.
Во время чрезвычайного или военного положения поправки в конституцию вноситься не могут (ст. 147).
Положение статьи 1 конституции «Литовское государство является независимой демократической республикой» может быть изменено только путём референдума, если за это выскажется не менее 3/4 граждан Литвы, обладающих избирательным правом.
Только путём референдума могут меняться положения главы I «Литовское государство» и главы XIV «Изменение конституции». Конституционные поправки по другим главам конституции должны рассматриваться Сеймом, причём голосование по ним должно проводиться дважды и с интервалом не менее чем в три месяца (ст. 148).
Проект закона об изменении конституции считается принятым Сеймом, если при каждом голосовании за него проголосовало не менее всех членов Сейма.
Конституционная поправка, не получившая одобрения, может быть представлена на повторное рассмотрение не ранее чем через год.
Принятый закон об изменении конституции подписывается президентом республики и не позднее чем в течение 5 дней официально оглашается.
Если в указанный срок такой закон президентом не подписывается и не оглашается, этот закон вводится в действие после его подписания и официального оглашения председателем Сейма.
Закон об изменении конституции вводится в действие не ранее чем через один месяц после принятия (ст. 149).
Изменения в конституцию вносились дважды: законом от 20 июля 1996 года и законом от 12 декабря 1996 года.
23 января 2003 года литовский Сейм принял поправку к статье 47 конституции. Поправка даёт право юридическим субъектам Литвы и иностранцам приобретать в собственность землю сельскохозяйственного назначения.
13 июля 2004 года Сейм принял поправку к статье 57 конституции о постоянной дате выборов Сейма и дополнение к статье 150 «Об участии Литвы в Европейском союзе».
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Литве в 1975–2000 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Великое княжество Литовское
- Литва в составе Российской империи
- Период независимости
- Литва в составе СССР
- Восстановление независимости
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (председатель Верховного Совета) в 1990–1992 годах
- Главы государства (председатель Сейма) в 1992–1993 годах
- Главы государства (президенты) в 1993–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Сейме по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Литвы в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Литвы в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2000–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года ...
Краткий справочник по отечественной морской топонимии. В нем приводится более ...