Кипр / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
После достижения в 1960 году независимости Кипр в течение ряда лет являлся страной с аграрно-индустриальной экономикой, испытывавшей на себе сильное влияние мировой конъюнктуры и цикличности развития стран и рынков, с которыми был тесно связан. В 1973 и 1979 годах наблюдались самые заметные волны инфляции в экономике страны, которая остро нуждалась в структурной перестройке, испытывала значительную нехватку энергоресурсов и средств на их приобретение. В 1974–1975 годах экономика острова была дезорганизована в связи с потерей почти половины аграрно-промышленного потенциала, наличием 200 тысяч беженцев греков-киприотов из оккупированных Турцией северных районов острова (всё население острова в тот момент составляло около 600 тысяч человек). С тех пор на острове функционируют две экономические системы (греков-киприотов и турок-киприотов), слабо взаимодействующие между собой.
С экономической точки зрения греки-киприоты достигли большего успеха, нежели их соседи из северной части острова. В 1975 году была разработана специальная «агрессивная» экономическая программа, предусматривавшая сокращение бюджетного дефицита, введение экономических стимулов и привлечение прямых инвестиций. В течение 1980-х годов наблюдались рост экономики и снижение уровня безработицы. К 1990 году каждый год республику посещали более миллиона туристов, в 2005 году — свыше 3, 5 миллиона человек, по большей части из Западной Европы. Была разработана и реализована программа строительства отелей вдоль побережья за счёт средств иностранных инвесторов. Заметно выросли промышленность и торговля. Кризис в Ливане в 1980-х годов позволил республике приобрести статус регионального финансового центра. Уже к 1987 году на Кипре функционировали 16 офшорных банков. С начала 1990-х годов греки-киприоты расширили долю туристического сектора в экономике, одновременно диверсифицируя и развивая промышленный сектор. Имела значение и экономическая помощь Кипру, в том числе безвозмездная. Только по линии ООН ежегодная безвозмездная помощь кипрским беженцам, которая оказывалась исключительно адресно, составляла 15 миллионов долларов США в год. Реализация специальных программ строительства жилья для беженцев привела к буму в строительстве и смежных отраслях. Наличие трёх крупных британских военных баз, где в качестве гражданского персонала в отдельные периоды работали 8–10 тысяч греков-киприотов, также приносило весьма ощутимые доходы.
Положительно сказывалось на динамике потребительского спроса присутствие контингента войск ООН на Кипре для поддержания разделительной линии между общинами. Всего за период пребывания войск ООН эта организация израсходовала на их содержание около 2 миллиардов долларов США, значительная часть которых в конечном итоге была израсходована на Кипре (денежное довольствие, жилье для военного персонала, транспортные расходы и так далее).
Таким образом, к концу 1990-х годов в результате воздействия ряда факторов (в том числе неэкономического характера) экономика Кипра превратилась из аграрно-индустриальной (1970-е годы) в высокодоходную экономику услуг, доля которых в ВВП превышает, по данным Центрального банка Кипра (2006 год), 75 %. Доля сельского хозяйства — 4 %, строительства — 6,8 %, промышленного производства — менее 10 % (все данные на 2003 год), кустарных промыслов — 3 %. Сфера услуг весьма диверсифицирована, однако важнейшими секторами являются: международный туризм, финансовые и деловые услуги (в основном связанные с регистрацией предприятий с льготным налогообложением), морские перевозки и телекоммуникации. Вместе с тем доминирование этих секторов при слабости промышленного производства является угрозой в условиях глобального финансового кризиса.
В результате особенностей экономического развития ВВП на душу населения с 1960 года увеличился более чем в 15 раз (по паритету покупательной способности — в 6,3 раза), что позволило грекам-киприотам по уровню и качеству жизни войти в группу стран-лидеров. Именно эти обстоятельства, а также расчёты на ослабление соперничества между Турцией и Грецией стали решающими при приёме Республики Кипр в ЕС, несмотря на то что перспективы кипрского урегулирования туманны.
Будущее кипрского урегулирования чревато неопределённостью, в том числе по причине несовместимости экономических систем двух общин. Экономика общины турок-киприотов полностью привязана к экономической системе Турции и испытывала в 1970-1990-х годов те же трудности, что и турецкая экономика. В начале 1990-х годов подушевой ВВП турко-кипрской общины составлял лишь одну треть от этого показателя в греческой части острова. Экономические проблемы усугублялись плохим состоянием инфраструктуры, неквалифицированной рабочей силой и огромной инфляцией. Однако наиболее тяжёлым препятствием на пути экономического развития для турок-киприотов была необходимость получить международное признание. Его отсутствие автоматически лишало ТРСК международной помощи и затрудняло налаживание международных связей. Во второй половине 1990-х годов в связи с экономическим подъёмом в Турции заметным стал и подъём экономики Северного Кипра за счёт развития туристического сектора, торговли, в меньшей степени — роста сельскохозяйственного производства и фабричной промышленности (крупных предприятий с числом занятых свыше 150 человек на севере Кипра нет), экспорта овощей и фруктов. Греки-киприоты после вступления в ЕС разрешили допуск в свою зону турко-кипрских рабочих (в основном в строительство), однако меры доверия пока не привели к возобновлению полноценной торговли между двумя общинами.
По оценке экспертов, при текущем положении дел в кипрском урегулировании любая открытость турко-кипрской экономики привела бы к мгновенному доминированию в ней греко-кипрского капитала со всеми вытекающими политическими последствиями. В данной связи сближение позиций сторон, в том числе в вопросах создания единой экономики, реализации так называемых «четырёх свобод» (владения и защиты собственности, движения людей, товаров и капиталов), будет весьма медленным.
С 1 января 2008 года Республика Кипр вошла в зону евро.
В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2008 года, Республика Кипр названа страной с экономикой «высокого дохода» (high income). Категория Республики Кипр как страны-заёмщика не определяется.
В рейтинге конкурентоспособности экономик мира Республика Кипр в 2008–2009 годах заняла 40-е место (из 134) с показателем 4,53.
По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2006 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и другое (18,19 %); электрическое и электронное оборудование (13,74 %); фармацевтическая продукция (10,33 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (9,78 %); фрукты, овощи, орехи и другое (7,78 %); энергосиловое оборудование (5,56 %); табак и заменители табака (4,52 %) и другое.
По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2006 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и другие (18,17 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (11,16 %); электрическое и электронное оборудование (8,30 %); энергосиловое оборудование (8,14 %); сталь и чугун (2,92 %); мебель, светильники и другое (2,85 %); фармацевтическая продукция (2,64 %); пластмассы и изделия из них — 2,64 %) и другое.
Главными внешнеторговыми партнёрами Республики Кипр являются: Греция, Италия, Германия, Великобритания и другие.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Республике Кипр в 1975–2000 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Кипр в древности и Средневековье
- Кипр под управлением Британской империи
- Кипр после обретения независимости
- Современный Кипр
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) Республики Кипр в 1960–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей Республики Кипр по итогам выборов 2006 года
- Партии
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Республики Кипр в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Положение Турецкой Республики Северного Кипра в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Республики Кипр в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2003–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Материалы собранные офицерами Генерального штаба. В 25 томах. Издание ...
Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ...