Италия / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Италия является членом ООН (с 1955 года) и состоит в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и других). Является членом НАТО, ЕС, СЕ, ОБСЕ, «Большой восьмёрки», ВТО, ОЭСР, ЕБРР и других.
Основные векторы внешнеполитического курса Италии формировались десятилетиями. Два основных направления — Европейский союз и США (трансатлантическое партнёрство). Первое направление призвано способствовать экономическому развитию Италии, сохранению стабильности на Балканах и в Средиземноморском регионе в целом; второе обеспечивает стратегическую безопасность Италии.
До 2001 года отношения с ЕС были лейтмотивом внешнеполитического курса правительства страны. Однако с приходом к власти правоцентристского кабинета Берлускони ситуация изменилась. Партнёры по ЕС порой подвергали критике маневры итальянских властей, и прежде всего Сильвио Берлускони за его высказывания в адрес некоторых европейских социалистов, активную поддержку действий России в Чечне и «политики размежевания» Израиля по отношению к Палестинской автономии.
Пока Проди, главный внутриполитический соперник Берлускони, находился во главе Еврокомиссии, отчётливо просматривалась конфронтация между Римом и Брюсселем. Одним из основных направлений критики в адрес Проди было инициированное им активное введение евро и последовавшая инфляция. В 2003 году Италия высказалась против общеевропейского ордера на арест, предложенного в рамках процесса создания Европола (континентального полицейского органа), и в дальнейшем использовала эту карту, в частности, при ведении переговоров по проблемам квот в сельском хозяйстве. Среди разногласий между Римом и Брюсселем была и проблема итальянской национальной авиакомпании «Алиталия» (стоявшей на грани банкротства).
Определённая противоречивость европейской политики Италии при Берлускони выражалась также в том, что страна призывала к упоминанию в тексте Конституции ЕС значения христианской религии и одновременно ратовала за присоединение к Евросоюзу Турции, которая в случае вступления войдёт в ряд самых населённых стран ЕС, будучи при этом преимущественно мусульманской. Поддержка Турции Италией была основана на хороших личных отношениях Берлускони с премьер-министром Турции, а также на стремлении Италии солидаризироваться с США в данном вопросе. Эти особенности политики Италии по отношению к ЕС стимулировали недоверие к официальному Риму со стороны других стран — членов Союза и властей ЕС.
Если в 1990-х годах отношения США значили для Италии очень многое, то с приходом Берлускони они стали преобладать над европейским внешнеполитическим вектором Рима. До 2001 года итальянская дипломатия делала акцент на выработке единой внешней политики ЕС, считая, что в подобном случае голос Италии в мире будет слышен отчётливее. Кабинет Берлускони, напротив, всецело развивал сотрудничество с США, порой в ущерб связям с ЕС и ООН. Данный ущерб выразился прежде всего в активной поддержке Италией военных операций Пентагона (здесь Берлускони нашёл общий язык с Великобританией и её премьер-министром Тони Блэром).
В одном из своих первых внешнеполитических заявлений после возвращения к власти в 2006 году Романо Проди анонсировал вывод итальянского воинского контингента из Ирака. Именно участие Италии в иракской кампании, организованной США, вызвало наибольшую критику в европейском лагере. Кроме того, европейским партнёрам не понравилась активная поддержка Италией «политики размежевания», которая заключается в возведении Израилем сплошной стены для отделения от Палестины.
Отношения Италии и Российской Федерации весьма динамичны, так как Россия наряду со странами ЕС и США является основным внешнеполитическим контрагентом Италии.
Россия и Италия развивают интенсивное двустороннее взаимодействие практически на всех направлениях; по большинству вопросов мировой политики их позиции совпадают. Многочисленные встречи президента Российской Федерации В. В. Путина с главой правительства Италии С. Берлускони (в 2001–2006 годах), а после мая 2006 года с председателем совета министров Италии Р. Проди подтверждают привилегированный характер динамично развивающихся российско-итальянских отношений. В апреле 2008 года В. В. Путин посетил с рабочим визитом Италию и провёл переговоры с С. Берлускони, одержавшим победу на парламентских выборах.
Основные принципы двусторонних отношений отражены в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой от 14 октября 1994 года, а также в «Плане действий в отношениях между Российской Федерацией и Итальянской Республикой» от 10 февраля 1998 года Сформирована и продолжает расширяться солидная база межправительственных межведомственных соглашений в различных сферах двустороннего сотрудничества.
С 2002 года в российско-итальянских отношениях действует практика проведения в рамках встреч на высшем уровне расширенных межгосударственных консультаций с участием министров правительств обеих стран. С 2002 года действует линия прямой связи между Кремлем и Дворцом Киджи (резиденция председателя совета министров Италии). Помимо активного диалога на высшем уровне поддерживаются интенсивные контакты между законодательными, исполнительными и судебными органами власти. С 2000 года действует Большая российско-итальянская межпарламентская комиссия.
В основе успешного развития двусторонних отношений лежит прочный экономический фундамент. По объёму товарооборота Италия занимает второе место (после Германии) среди торговых партнёров России из числа западных стран. В 2008 году двусторонний товарооборот составил 52,915 миллиардов долларов США. Кроме того, Италия является вторым крупнейшим реципиентом российского экспорта. Основные составляющие — химические продукты, цветные металлы, древесина и изделия из неё, машинно-техническое оборудование. Важнейшим товаром в российском экспорте продолжает оставаться природный газ. Италия — второй после Германии покупатель российского газа. Расширяется спектр совместных проектов — от совместной добычи энергоресурсов до участия в развитии инфраструктуры и трубопроводного транспорта.
В России работает несколько сотен итало-российских совместных предприятий и более 200 итальянских компаний, включая 6 банков. Основными статьями итальянского экспорта в Россию являются машины и оборудование, изделия из чёрных металлов, продукты питания, товары широкого потребления. Италия — крупнейший инвестор российской экономики. Основные сферы привлечения итальянских инвестиций — пищевая промышленность, производство электроприборов, обработка кожи, автопромышленность, электроэнергетика и торговля.
Основные вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества рассматривает (с 1999 года) российско-итальянский Совет по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству. В рамках Совета действует Комитет предпринимателей двух стран. В последние годы приоритетными направлениями стали область высоких технологий и аэрокосмическая промышленность. Активно продвигается сотрудничество по созданию в России промышленных округов с использованием итальянского опыта по инициативе, выдвинутой Берлускони в 2002 году. Межрегиональные связи занимают важное место в двусторонних отношениях: подписано более 40 соглашений между регионами Италии и субъектами РФ.
Россия и Италия активно взаимодействуют в военно-политической и военно-технической областях на основе межправительственного Соглашения о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности от 14 ноября 1996 года. В сентябре 2004 года в Средиземном море состоялись совместные учения российских и итальянских ВМС. Кроме того, Италия оказывает России техническое содействие в процессе уничтожения запасов химического оружия, доставшегося ей от Советского Союза.
Итальянская компания «Алениа аэронаутика» (Alenia Aeronautica) является акционером ЗАО «Гражданские самолёты «Сухого», реализующего проект создания нового семейства самолётов «Сухой Суперджет 100». Кроме того, за послепродажную поддержку самолётов этого семейства отвечает совместное российско-итальянское предприятие «Суперджет Интернэшнл» (SuperJet International Spa) с головным офисом в Венеции.
Сотрудничество в области реагирования на чрезвычайные ситуации получило развитие после террористического акта в Беслане в сентябре 2004 года: итальянское правительство первым среди иностранных государств направило помощь, необходимую для преодоления последствий этой трагедии. Активно развивается сотрудничество в таких сферах, как ликвидация последствий катастроф, включая борьбу с пожарами с использованием в Италии и Средиземно-морском регионе самолётов российского производства, в том числе самолёта-амфибии «Бе-200».
← Назад | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Италии в 1975–2000 годах
- Язык
- Италия в древности и Средние века
- Италия в Новое время
- Борьба за независимость, объединение и усиление Италии
- Первая мировая война, послевоенный кризис и приход к власти фашистов
- Италия во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1971–2010 годах
- Главы правительства (председатели совета министров) в 1973–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2008 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Италии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Положение Италии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1999–2008 году
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Трёхтомный труд знаменитого французского писателя Жюля Верна — «История великих ...
Труд Петра Сушкина отличается полнотой и глубиной проработки темы, обилием ...