Италия / Местное управление и самоуправление
Поскольку Италия унитарное государство, возникает проблема сосуществования и увязки государственных и местных интересов. В конституции подчёркивается, что представительная система в стране должна быть организована в соответствии с требованиями децентрализации (ст. 5). Таким образом, в Основном законе признана необходимость местной автономии в рамках единого государства. Коммуны, провинции и области, согласно конституции, должны обладать широкой автономией и законодательной властью, частично выполнять государственные функции, чтобы дать гражданам возможность участвовать в местном самоуправлении.
Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социального обеспечения, благоустройства и использования территории, а также экономического развития. Также коммуны могут собирать некоторые местные налоги и располагают собственными полицейскими силами.
Провинции координируют деятельность коммун в области экономики, производства, торговли, туризма и в социальной сфере. К предметам ведения провинций относятся также охрана окружающей среды и культурных ценностей, транспорт и дорожная сеть, унитарные службы, охота и рыболовство.
Каждая область имеет собственный учредительный статут, утверждаемый парламентом. Области обладают правом издавать законы в отношении строго ограниченного круга вопросов и в пределах основных принципов, установленных законами государства. Также области призваны участвовать в деятельности центрального правительства посредством предложения законопроектов и референдумов.
Пять областей — Валле-д’Аоста, Сардиния, Сицилия, Трентино-Альто-Адидже и Фриули-Венеция-Джулия — обладают более широкими полномочиями и большей автономией, характер которых определён конституционными законами. Их представители могут присутствовать на заседаниях центрального правительства и имеют право совещательного голоса, а Сицилия — даже право решающего голоса.
И коммуны, и провинции, и области имеют свою систему власти, включающую представительный орган, — совет, исполнительный орган совета — джунту и председателя (в коммунах — мэра). В областях члены джунты и её председатель избираются на первом заседании совета из числа его членов. Что касается провинций и коммун, то в них, в соответствии с законом 1993 года, позиции председателя провинции и мэра были усилены: они стали избираться непосредственно населением. При этом председатель провинции и мэр самостоятельно формируют состав джунты и лишь информируют совет об этом, когда представляют на одобрение общие направления деятельности джунты.
Государство имеет в своём распоряжении определённые рычаги контроля над областями. Так, областные законы могут быть оспорены в Конституционном суде или в парламенте, специальные комитеты осуществляют надзор над административными актами. У центрального правительства есть право роспуска областных советов в случае, если последние действуют антиконституционно или нарушают законодательство. Области, в свою очередь, могут распускать коммунальные советы.
Муниципальная система Италии принадлежит к так называемому французскому типу: как и во Франции, во всех территориальных единицах Италии присутствуют представители центральной власти. В области эти функции исполняет правительственный комиссар, который подчиняется непосредственно премьер-министру. Правительственные комиссары назначаются декретами президента республики по представлению главы правительства, согласованному с министрами по делам областей и внутренних дел. Правительственный комиссар имеет резиденцию в главном городе области, контролирует действия областных властей и, в случае необходимости, обращается к правительству с просьбой о непосредственном вмешательстве. В провинциях представителями центральной власти являются префекты, которые входят в систему министерства внутренних дел. Префекты отвечают прежде всего за общественный порядок и безопасность. В коммунах функции представителя центральной власти возложены на мэра, который, хотя и избирается населением коммуны, обязательно приносит присягу префекту как представителю государства. Мэр не только обязан информировать префекта о состоянии общественного порядка на своей территории, но также ведёт реестр актов гражданского состояния, регистрирует избирателей, военнообязанных и так далее.
Вместе с тем реальная ситуация с местным самоуправлением довольно далека от положений, декларированных в конституции и других законах. Даже по закону об областном самоуправлении, принятому в 1970 году, области получили не так уж много прав: в государстве, где 95 % бюджета распределяется через центр, автономия органов самоуправления ограничена.
В Италии доходы от большинства местных налогов (таковых более 30) перераспределяются через центральный бюджет, а ставки устанавливаются государством (например, надбавки к земельному и сельскохозяйственному налогам). Более или менее реальные полномочия области имеют лишь в четырёх сферах: сельском хозяйстве, общественных работах, здравоохранении и транспорте. Местные административные органы, представляющие министерства, предполагалось ликвидировать, а их задачи перепоручить областям. Но на практике министерства общественных работ, транспорта и другие сохранили свои местные структуры. В целом доля государственных служащих в областных органах составляет всего 2 % от общего числа государственных служащих Италии. Центр продолжает строго регламентировать финансовую политику областных органов власти: они могут относительно свободно распоряжаться только 8 % своего бюджета.
← Назад | Местное управление и самоуправление | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Италии в 1975–2000 годах
- Язык
- Италия в древности и Средние века
- Италия в Новое время
- Борьба за независимость, объединение и усиление Италии
- Первая мировая война, послевоенный кризис и приход к власти фашистов
- Италия во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1971–2010 годах
- Главы правительства (председатели совета министров) в 1973–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2008 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Италии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Положение Италии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1999–2008 году
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В настоящее издание вошли работы (в виде дневников, статей и заметок) по ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года ...