Италия / Особенности законодательной власти
В Италии существует двухпалатный парламент, включающий Палату депутатов и Сенат. Конституция 1947 года является важнейшим источником итальянского парламентского права. Непосредственно парламенту посвящена гл. 1 ч. 2 («Устройство республики») Основного закона. Таким образом, в системе разделения властей законодательный орган формально поставлен на первое место. Вместе с тем положения, так или иначе затрагивающие парламентскую деятельность, содержатся и в остальных частях конституции. Гл. «Парламент» состоит из двух разделов: «Палаты» (ст. 55-69) и «Составление законов» (ст. 70-82). В конституции подчёркивается абсолютное равенство палат при осуществлении полномочий как в законодательной области, так и при реализации парламентского контроля над правительством.
Парламент принимает законы, государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль над деятельностью правительства, участвует в формировании ряда государственных органов, решает вопросы о займах и предоставлении кредитов, ратифицирует международные договоры и выполняет некоторые другие функции.
В Палате депутатов заседают 630 депутатов, в Сенате — 315; срок работы обеих палат составляет 5 лет и может быть продлён только в случае войны. 315 сенаторов представляют регионы, также имеется 6 пожизненных сенаторов. В соответствии со ст. 57 конституции ни одна область не может иметь менее 7 сенаторов, кроме областей Мелизе (2 сенатора) и Валле д’Аоста (1 сенатор). Президент может назначить 5 пожизненных сенаторов за особые заслуги перед Италией.
Ныне действующие регламенты палат итальянского парламента были приняты в 1971 году. Несмотря на автономию палат, документы похожи друг на друга, а многие их положения совпадают. Тексты регламентов согласованы для того, чтобы ни одна из палат не находилась в привилегированном положении перед другой, не препятствовала выполнению другой палатой её функций и не затрудняла общепарламентский процесс.
Согласно ст. 70 конституции, законодательная функция осуществляется обеими палатами. На представление законопроекта имеет право прежде всего правительство как орган, наилучшим образом способный оценить необходимость тех или иных законодательных преобразований. Правительственный законопроект вносится в палаты разрешающим декретом президента республики с контрасигнацией председателя совета министров либо компетентного министра, приобретая таким образом официальную поддержку главы государства. Правом законодательной инициативы обладают и члены обеих палат, выступая как в личном качестве, так и совместно с другими парламентариями. Законопроект может быть внесён парламентской группой и комиссией. Законопроект, исходящий от парламентариев, должен сопровождаться документом (докладом), объясняющим его главные задачи и общий характер. Законопроекты по вопросам экономики и труда могут вноситься в палаты Национальным советом экономики и труда.
Кроме того, законодательной инициативой обладает, согласно ст. 71 конституции, итальянский народ. Он осуществляет это право путём внесения законопроекта от имени не менее чем 50 тысяч избирателей. Правом на внесение законопроекта обладают областные советы — представительные органы областей — исключительно по вопросам, касающимся самих областей, если эти вопросы не могут быть урегулированы законом области.
Каждый из субъектов законодательной инициативы вправе отозвать свой законопроект при условии, что он ещё не был одобрен одной из палат. Вместе с тем любой из парламентариев вправе объявить отзываемый законопроект собственным, и в таком случае законодательный процесс будет продолжен. Все законопроекты должны иметь чёткую структуру.
Законопроект (прежде чем стать законом) проходит три стадии: рассмотрение в одной палате парламента, затем — в другой и наконец промульгацию президентом республики. Законопроект может быть отвергнут только на первых двух стадиях. Президент не может отказаться промульгировать одобренный палатами законопроект, однако до промульгации может потребовать его повторного рассмотрения в палатах. Это отлагательное вето президента преодолевается обычным большинством голосов (ст. 74 конституции). Если во второй палате законопроект будет отвергнут не полностью, а частично или же в него будут внесены изменения, то он вновь поступит в палату, одобрившую его первоначально. Палата, в которую возвращается законопроект, ограничивается изучением и принятием решения только лишь в отношении тех положений, которые вызвали несогласие другой палаты либо были ею внесены (изменены).
На протяжении более чем трёх десятков лет в Италии широко обсуждается вопрос о возможной институциональной реформе. Предлагаются, в частности, изменения в структуре парламента: одним из популярных проектов является предложение о преобразовании Сената в палату областей с законодательной компетенцией по вопросам, касающимся только областей и с функцией парламентского контроля исключительно по областным вопросам. Некоторые противники данного проекта предлагают вовсе отказаться от Сената как от лишнего органа, не выражающего никаких специфических интересов, но лишь затягивающего законодательную процедуру и поглощающего значительные государственные средства.
Институциональное превосходство парламента, способствовавшее демократической эволюции страны, искоренению недемократического наследия прошлого, сотрудничеству демократических сил, не смогло само по себе стать гарантией эффективности работы законодательной власти. Впрочем, между основными политическими силами в стране имеется принципиальный консенсус относительно сохранения структуры, установленной конституцией. На данный момент не предполагается отказываться от принципа парламентского верховенства в пользу сильной исполнительной власти. В Италии учитываются уроки прошлого, поэтому концепция усиления исполнительной власти за счёт парламента в стране непопулярна. Согласно конституции, избирательным правом обладают все граждане Италии, достигшие совершеннолетия (18 лет). Выбирать состав сената могут граждане не моложе 25 лет. Депутатом нижней палаты может быть избран гражданин, достигший на день выборов 25 лет. Для избрания в Сенат необходимо быть не моложе 40 лет.
Согласно ст. 65 конституции, нельзя одновременно состоять членом Палаты депутатов и Сената. Законом устанавливаются случаи неизбираемости, а также несовместимости с обладанием мандата члена парламента. К категории таких лиц относятся, в частности, члены Конституционного суда, Национального совета труда и обороны, члены областных советов, префекты, вице-префекты, представители правительства в областях, полицейские чины, дипломаты, консулы, а также высшие офицеры вооружённых сил и магистраты. Все эти лица в случае своего намерения претендовать на избрание в парламент должны отказаться от соответствующей должности за 180 дней до окончания полномочий парламента или в течение семи дней после издания декрета о роспуске парламента.
В настоящее время система выборов обеих палат парламента регулируется законами № 276 и 277 от 4 августа 1993 года, а также принятым 1 декабря 1993 года. Законом «О новом порядке проведения избирательных кампаний». В стране действует смешанная избирательная система с преобладанием мажоритарного принципа. В Палате депутатов 3/4 мест заполняются на мажоритарной основе, остальные — пропорционально голосам, поданным за общенациональные партийные списки, с учётом проходного барьера в 4 %. В Сенате три четверти мест заполняются мажоритарным, остальные — пропорциональным голосованием по районам, причём каждая партия может выставить в избирательном округе не более одного кандидата.
Выборы в областные и провинциальные советы проводятся прямым голосованием по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Выборы проходят в один тур, причём 80 % мест распределяется по пропорциональной системе, а 20 % — по мажоритарной. Каждая область имеет собственный избирательный закон и вправе самостоятельно определять число членов областного совета, исходя из нормы: 80 советников для областей с населением более 6 миллионов человек, 60 советников — при числе жителей от 4 до 6 миллионов человек, 40 — при числе жителей от 1 до 4 миллионов человек и 30 советников, если население области не превышает 1 миллиона человек. При выборах в провинциальные советы также применяется как мажоритарная система в одномандатных округах, так и пропорциональная с использованием системы квот. В этом случае избирательным округом становится сама провинция. Коммунальные советы избираются по мажоритарной системе для коммун от 15 тысяч жителей и менее и по пропорциональной системе для более крупных коммун. При выборах советов центральных городов, областей и ряда других наиболее крупных городов (Рим, Милан, Турин, Палермо, Неаполь, Венеция, Триест, Катания, Генуя) применяется смешанная мажоритарная и пропорциональная система. Мэры этих городов избираются прямым голосованием в два тура.
В Европейском парламенте по итогам выборов, состоявшихся в июне 2004 года, Италия обладает 78 мандатами. Выборы проводятся в соответствии с законом 1979 года (с последующими изменениями) посредством всеобщего, прямого, свободного и тайного голосования по пропорциональной избирательной системе. Активным избирательным правом пользуется каждый итальянский гражданин, достигший 18-летнего возраста. Кандидатом может стать гражданин Италии в возрасте не менее 25 лет.
В законе, регламентирующем порядок выборов в Европейский парламент, предусмотрены гарантии выдвижения собственных кандидатов национальными и языковыми меньшинствами (французское, немецкое и словенское население в областях Валле д’Аоста, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия).
Конституция Италии (ст. 75) предусматривает проведение референдумов по требованию 500 тысяч избирателей или пяти областных советов. Определены и цели референдумов — полная или частичная отмена закона или другого акта, имеющего силу закона. Не допускается вынесение на референдум законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях, касающихся ратификации международных договоров.
В референдуме имеют право участвовать граждане, внесённые в списки избирателей Палаты депутатов. Предложение, вынесенное на референдум, считается одобренным, если в голосовании приняло участие большинство избирателей и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными. Институт референдума получил в Италии широкое применение. На референдумы в разное время выносились порядка 30 законов (только в период с 1981 по 1993 годы было проведено голосование по 13 законам).
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Италии в 1975–2000 годах
- Язык
- Италия в древности и Средние века
- Италия в Новое время
- Борьба за независимость, объединение и усиление Италии
- Первая мировая война, послевоенный кризис и приход к власти фашистов
- Италия во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1971–2010 годах
- Главы правительства (председатели совета министров) в 1973–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2008 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Италии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Положение Италии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1999–2008 году
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Автор посетил Конго-Браззавиль, где провёл своё детство. Он прошёл по большим ...