Италия / Особенности исполнительной власти
Решающая роль в формировании высших органов исполнительной власти Италии принадлежит парламенту. Также в формировании правительства участвует президент, назначающий председателя совета министров по итогам выборов в парламент. Премьер-министр формирует состав правительства и представляет его на утверждение президенту, а затем — парламенту.
Законодательство не определяет численность и общую структуру центральных органов управления. В состав правительства входят председатель совета министров, министры, а также министры без портфеля. Последние не возглавляют министерства, а занимаются вопросами, связанными с определённым направлением правительственной деятельности. Пребывание в правительстве не влечёт за собой потерю депутатских полномочий (впрочем, согласно конституции Италии, наличие депутатского мандата также не является обязательным условием при назначении на министерскую должность).
В течение 10 дней после завершения процесса формирования правительство обязано обратиться к парламенту за вотумом доверия, причём одобрение парламента должен получить весь состав правительства, а не только его председатель. За каждой палатой парламента признается право в любой момент выразить недоверие находящемуся у власти правительству. Однако подобная форма парламентского давления на правительство не нашла широкого применения ввиду наличия у правительства права роспуска парламента. Каждая палата парламента имеет право утверждать правительственный бюджет и отчёт о расходах.
Министерства, как правило, имеют в своём составе министра, его заместителей, главу кабинета и его заместителя, общий секретариат, генеральную дирекцию по работе с персоналом, бухгалтерию. Далее идут различные подразделения (генеральные дирекции, отделы и другое), занимающиеся конкретными сферами деятельности данного министерства.
Министры коллегиально отвечают за действия правительства и индивидуально — за руководимые ими ведомства. Формой ответственности министра является его отставка с занимаемого поста. Уход конкретного министра обычно не приводит к отставке всего правительства, если только это не разрушает правительственную коалицию. В соответствии с законом от 16 января 1989 года, за преступления, совершенные при выполнении своих обязанностей, министры предстают перед судом общей юрисдикции (ранее обвинения, выдвинутые против министров, рассматривались специальными судами).
Существуют и так называемый вспомогательные правительственные органы — Национальный совет экономики и труда, Государственный совет и Счётная палата. Национальный совет экономики и труда участвует в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам, имеет право законодательной инициативы. Он состоит из председателя, 20 экспертов и 59 представителей производственной сферы. Члены совета назначаются президентом по предложению премьер-министра после принятия соответствующего решения советом министров (за исключением восьми экспертов, право выбора которых принадлежит главе государства).
Государственный совет является консультативным административно-юридическим органом, а также органом охраны законности в управлении. Три его секции занимаются консультативной деятельностью по вопросам, касающимся аппарата управления, три другие осуществляют административную юрисдикцию.
Особое место в системе контроля над соблюдением закона при осуществлении государственного управления отводится Счётной палате. Её персонал (более 500 сотрудников) частично подбирается по конкурсу, частично назначается правительством. При этом председатель, главный прокурор и советники Счётной палаты не могут быть отправлены в отставку или уволены иначе как на основании декрета президента республики с учётом мнения комиссии в составе председателей обеих палат парламента и их заместителей. К ведению Счётной палаты относится контроль за законностью актов правительства и президента. Акты, признанные соответствующими закону, вступают в действие после их визирования и регистрации в Счётной палате. В случае отказа в регистрации министр, не согласный с решением палаты, может вынести свои акты на рассмотрение правительства. Если оно подтверждает целесообразность принятия подобных актов, то Счётная палата разрешает их применение под политическую ответственность правительства.
Однако в течение месяца эти спорные акты должны быть рассмотрены в парламенте, который и принимает окончательное решение. Также Счётная палата осуществляет контроль за расходованием средств и дисциплиной в бюджетной политике правительства.
Президент Италии является по конституции главой государства и олицетворяет национальное единство. Он избирается на семь лет коллегией выборщиков (число сроков не ограничено), формируемой из членов обеих палат парламента, а также 58 делегатов региональных законодательных органов. Президент должен быть гражданином Италии, достигшим 50-летнего возраста, обладающим гражданской и политической дееспособностью. Для избрания кандидату в президенты необходимо набрать квалифицированное большинство в 2/3 голосов выборщиков. Если никому не удаётся набрать квалифицированное большинство после трёх голосований, становится достаточным простое большинство — 50 % плюс один голос от общего количества бюллетеней.
Президент — верховный главнокомандующий вооружёнными силами, председательствует в создаваемом, согласно закону, Верховном совете обороны, объявляет по решению палат парламента состояние войны.
Президент Италии призван быть «выше политики» и являться гарантом институциональной стабильности. По сути, он участвует в деятельности всех ветвей власти. В отношениях с парламентом он направляет палатам послания, назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания, разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе правительства, промульгирует законы, издаёт декреты, имеющие силу закона, и положения. В предусмотренных конституцией случаях президент назначает национальный референдум, а в случаях, предусмотренных законом, — государственных должностных лиц.
В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в амнистии, помиловании и смягчении наказаний.
Президент Италии исполняет представительские функции, имеет право досрочно распустить одну или обе палаты парламента. Этого права президент лишён только в последние шесть месяцев своих полномочий. У него есть также право отлагательного вето (до одного месяца) на законы, принятые парламентом. Кроме того, президенту принадлежит право амнистии и помилования.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Италии в 1975–2000 годах
- Язык
- Италия в древности и Средние века
- Италия в Новое время
- Борьба за независимость, объединение и усиление Италии
- Первая мировая война, послевоенный кризис и приход к власти фашистов
- Италия во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1971–2010 годах
- Главы правительства (председатели совета министров) в 1973–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политической системе
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2008 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Италии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Положение Италии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1999–2008 году
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга посвящена новой для географической науки научной области — гуманитарной ...
Книга финляндской писательницы У.-Л.Лундберг, пишущей на шведском языке, ...