Азербайджан / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Азербайджан — член ООН (с 1992 года) и ряда её специализированных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, ММО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и другие). Является членом ОБСЕ (с 1992 года); СНГ (с 1993 года); ГУАМ; ОЧЭС; ОИК; Интерпола; ЕБРР и других.
Основными внешнеполитическими партнёрами Азербайджана являются: Турция, Россия, Иран, США, страны ЕС.
С момента провозглашения в 1991 году независимости лидеры Азербайджана установили тесные отношения с Турцией в целях получения технической и финансово-экономической помощи и создания противовеса российскому влиянию. Отношения между Азербайджаном и Турцией стали ещё интенсивнее после победы в 1992 году на выборах А. Эльчибея, кандидата Народного фронта Азербайджана, который обещал Турции всемерное участие в эксплуатации азербайджанских нефтяных богатств. Однако в середине 1990-х годов ни Азербайджан, ни Турция не смогли в полной мере использовать потенциал сотрудничества. Пришедший к власти Г. Алиев дезавуировал обещание своего предшественника о широком допуске Турции в нефтяные проекты в Азербайджане. Из-за давления партнёров по НАТО Турция к неудовольствию официального Баку была вынуждена занять пассивную позицию в вопросе карабахского урегулирования, а также отказаться после предупреждений России от планов военной интервенции для вытеснения армянских вооружённых формирований с ряда территорий на границе с Нахичеванской Автономной Республикой. Имело значение и то, что в середине 1990-х годов Турция стремилась к установлению более тесных двусторонних отношений с Россией и была крайне осмотрительной в своём стремлении конкурировать с официальной Москвой в Закавказье.
Учёт Турцией и Азербайджаном российского фактора в Закавказье не помешал реализации проекта транспортировки азербайджанской нефти через Грузию в турецкий порт Джейхан на Средиземном море (трубопровод Баку—Тбилиси—Джейхан; сокращённо: БДТ), рассчитанного на прокачку 50 миллион тонн нефти в год. Полное введение БДТ в эксплуатацию состоялось 13 июля 2006 года. В 2006 году было закончено строительство газопровода Баку—Тбилиси—Эрзурум, который также имеет стратегическое значение для Азербайджана и Турции.
В течение последних 10 лет Турция остаётся важнейшим военно-политическим и экономическим партнёром Азербайджана. Турция является страной НАТО, ответственной за выполнение программы индивидуального сотрудничества, которая была принята Азербайджаном и НАТО в начале 2005 года. Двумя странами создан Координационный центр военного сотрудничества, военные образовательные учреждения Азербайджана ведут подготовку офицеров по турецкой системе. Связи между официальными Анкарой и Баку в сфере политического взаимодействия являются весьма активными и развиваются на двустороннем, региональном и международном уровнях. Сотрудничество с Турцией усиливает международные и региональные позиции Азербайджана.
Отношения с Ираном также являются одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Азербайджана. Религиозная близость Азербайджана к Ирану (в обеих странах большинство населения — шииты) не привела к тесному сотрудничеству между двумя государствами. Иран стремится к сохранению дружественных отношений с Арменией, несмотря на армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха. Между Турцией и Ираном существует соперничество по поводу влияния на Азербайджан, которое до сих пор выигрывала Турция.
США развивают отношения с официальным Баку, основываясь на своих стратегических интересах, включая не только контроль над каспийским нефтеносным районом (превращается в третий в мире по значимости), но и маргинализацию роли Исламской Республики Иран. В первые годы независимости Азербайджана США сдержанно относились к официальному Баку, законодательно через конгресс ввели санкции на оказание помощи этой стране из-за «низкого уровня соблюдения прав человека» и «агрессивной политики» в карабахском урегулировании. Поддержка Азербайджаном объявленной президентом США Дж. Бушем войны с терроризмом, ряд других внешнеполитических шагов навстречу США, предпринятых Азербайджаном с 2001 года, привели к улучшению американо-азербайджанских отношений, к устранению санкций в отношении помощи Азербайджану. США усиливают, в том числе через своего союзника Турцию, влияние на Азербайджан. При этом размеры американского финансирования в Азербайджане с каждым годом увеличиваются. По данным Международного бюро информационных программ Госдепартамента США, в 2005 году Вашингтон оказал помощь Азербайджану в размере 70, 5 миллионов долларов, треть из которых была израсходована на поддержку демократии и гражданского общества в республике. Цель подобной политики — любыми средствами добиться стабильности в стратегически важном для США регионе. В этом вопросе интересы официального Вашингтона совпадают с интересами других западных стран, также усиливающих давление на президента Ильхама Алиева.
Двусторонние отношения России и Азербайджана характеризует позитивная динамика. Уже в первый год существования независимого Азербайджана Россия, несмотря на эскалацию азербайджано-армянского конфликта, открыто заявляла о заинтересованности в обеспечении стабильности в этой стране. Игнорируя обвинения в свой адрес о предоставлении помощи противоборствующим сторонам, Россия оказала Азербайджану (равно как и Армении) существенную помощь в обеспечении создаваемой азербайджанской армии вооружениями и военной техникой.
Президент Г. Алиев поддерживал тесные связи с Россией, хотя за десятилетний период его пребывания у власти российско-азербайджанские отношения не всегда были ровными. Со стороны официального Баку имели место обвинения в причастности России к попытке переворота 1995 года с целью свержения действующего президента. Однако прагматические соображения сторон одерживали «верх», и российско-азербайджанские отношения развивались поступательно.
Основополагающим документом для двусторонних отношений является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, подписанный 3 июля 1997 года.
Между двумя странами заключено около 80 межгосударственных и межправительственных соглашений. 9–10 января 2001 года состоялся официальный визит в Азербайджанскую Республику президента России В. В. Путина. 5–7 февраля 2004 года президент Азербайджана И. Алиев нанёс официальный, а в последующем несколько рабочих визитов в Москву. В июле 2008 года состоялся официальный визит президента России Д. А. Медведева в Баку, в рамках которого было подписано несколько двухсторонних соглашений. В частности, лидеры двух стран поставили подписи под декларацией о дружбе и стратегическом партнёрстве между Россией и Азербайджаном.
Рабочим механизмом, регулирующим решение конкретных вопросов двусторонних отношений на государственном уровне, является Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству (МПК) между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.
Торгово-экономическое сотрудничество неуклонно развивается. Однако доля Азербайджана в общем объёме внешней торговли России со странами СНГ относительно невелика, что не соответствует потенциальным возможностям обеих стран. По данным МИД России, в 2008 году внешнеторговый оборот России с Азербайджаном увеличился по сравнению с 2007 года на 39,3 % и составил 2,403 миллиарда долларов США, экспорт вырос на 42,6 % — до 1 991,1 миллионов долларов США, импорт увеличился на 25,4 % — 411,4 миллионов долларов США. В основе взаимопоставок: из России — оборудование, транспортные средства, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, продукция химической промышленности, металлы и металлические изделия; из Азербайджана — плодоовощная продукция, чай, вина, коньяк, продукция текстильной промышленности.
Наметились подвижки в развитии военно-технического сотрудничества России с Азербайджаном. 27 февраля 2003 года в Баку подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. На регулярной основе осуществляется обмен визитами руководителей оборонных ведомств обеих стран.
25 января 2002 года подписано Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции, входящей в российскую систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН).
Пограничное сотрудничество остаётся важным компонентом российско-азербайджанских связей, с учётом общей ситуации на Кавказе и исходя из задач борьбы против международного терроризма.
Субъекты Российской Федерации развивают прямые связи с Азербайджанской Республикой.
В 2008–2009 годах стороны занимались укреплением культурно-образовательного сотрудничества, в частности, в феврале 2009 года в Баку был официально открыт филиал МГУ им. М. В. Ломоносова. Руководитель Администрации президента России С. Нарышкин во время визита в столицу республики заявил, что Азербайджан является главным партнёром России в регионе как в экономической, так и в политической сферах.
← Назад | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Азербайджан в древности и Средние века
- Закавказские ханства в составе Российской империи
- Азербайджанская Демократическая Республика (1918–1920 годы)
- Азербайджан в составе СССР
- Азербайджан на рубеже XX и XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2012 годах
- Кабинет министров
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в милли меджлисе по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Азербайджана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Азербайджана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1999–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Самый маленький континент или самый большой остров с удивительным животным и ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...