Испания / Особенности законодательной власти
Нижняя (конгресс депутатов) и верхняя (сенат) палаты парламента формируются одновременно на основе свободного всеобщего равного прямого избирательного права тайным голосованием. При избрании депутатов применяется система пропорционального представительства по партийным спискам по формуле д’Ондта, а выборы сенаторов происходят по мажоритарной системе. Избирательные законы 1985 и 1991 годов (сменили избирательный закон 1977 года) закрепили установленную конституцией избирательную систему. Пассивное избирательное право принадлежит всем испанцам, достигшим 18 лет и обладающим политическими правами в полном объёме. Срок полномочий парламента составляет 4 года.
Нижняя палата состоит минимально из 300 и максимально из 400 депутатов. Ст. 69 Конституции объявляет сенат палатой территориального представительства, однако в действительности он таковым не является. Жители каждой из материковых провинций, имеющие право голоса, избирают 4 сенаторов. По 3 сенатора избирают островные провинции Гран-Канария, Майорка и Тенерифе, по одному — острова Ивиса, Форментера, Менорка, Фуэртевентура, Гомера, Иерро, Лансароте и Ла-Пальма. Автономные города Сеута и Мелилья, расположенные на севере Африки, избирают по 2 сенатора. Помимо того, автономные сообщества избирают дополнительно одного сенатора и еще одного от каждого миллиона жителей. По итогам всеобщих парламентских выборов 2008 года общее количество сенаторов равняется 208, из них 101 сенатор представляет Народную партию, 89 — ИСРП, 18 — региональные партии.
При реализации парламентских полномочий приоритет принадлежит нижней палате кортесов. Несмотря на то что сенат, как и конгресс депутатов, наделён правом законодательной инициативы (ст. 66. 2), в этой области он играет весьма ограниченную роль, по сравнению с нижней палатой кортесов. Так, ст. 89. 2 конституции требует обязательного прохождения законодательной инициативы сената через конгресс депутатов, отдавая тем самым последнему преимущество в законотворческой деятельности. Законодательные инициативы, исходящие от правительства, также должны быть представлены прежде всего в конгресс. По сути, деятельность сената дублирует работу нижней палаты испанского парламента. Именно конгресс депутатов играет ведущую роль в законодательном процессе, обладает исключительным правом утверждения кандидатуры председателя правительства.
Партийная парламентская фракция может быть сформирована при наличии определённого минимума мест, полученных политической партией по итогам всеобщих парламентских выборов: в нижней палате для этого требуется 15 мест, в верхней — 10. Палаты генеральных кортесов собираются ежегодно на две очередные сессии: с сентября по декабрь и с февраля по июнь. В каждой из палат для ведения текущей работы создаётся постоянная парламентская комиссия, которая состоит минимально из 21 человека, представляющих парламентские фракции пропорционально их численности. Конгресс депутатов и сенат могут собираться на внеочередные сессии по требованию правительства, постоянных комиссий или абсолютного большинства членов одной из палат. Генеральными кортесами назначается Защитник народа (омбудсман), на которого возлагаются функции контроля над соблюдением прав и интересов граждан и надзора над деятельностью органов государственной власти.
Законодательная власть каждого автономного сообщества сосредоточена в руках законодательного органа, избираемого по пропорциональной схеме. В соответствии с исторической традицией законодательные органы автономных сообществ (или законодательные ассамблеи) имеют различные названия (например, ассамблея, кортесы, форальный парламент).
Особенности судебной власти. Систему судебной власти составляют Генеральный совет судебной власти, Верховный суд, Конституционный суд, суды автономных сообществ, Высшие провинциальные суды в каждой из 50 провинций страны, Национальный суд, а также суды первой инстанции, следственные и мировые суды. Генеральный совет судебной власти создан в 1980 году как автономный орган для гарантии независимости судебной власти. В соответствии со ст. 122 Основного закона он является административным и координирующим органом управления судебной властью страны. В состав Совета входят председатель Верховного суда и 20 членов, кандидатуры которых проходят процедуру согласования в парламенте и утверждаются королём сроком на 5 лет из числа судей и магистратов всех категорий. В компетенции Совета находится выдвижение кандидатур на пост председателя Верховного суда и председателя Генерального совета судебной власти, а также кандидатур на должность двух судей Конституционного суда; контроль над деятельностью судов; профессиональная подготовка, повышение квалификации, должностные перемещения, административные поощрения и наказание судей; назначение председателей и членов Верховных судов автономных сообществ, а также председателей и членов провинциальных судов; участие в разработке законопроектов в рамках своей компетенции; подготовка специальных докладов и ежегодной памятной записки о состоянии судебной системы страны для представления в парламент.
Конституционный суд (КС) Испании состоит из 12 утверждённых монархом судей. По четыре члена КС избирают палаты парламента (кандидат должен получить не менее 2/3 голосов), два назначаются правительством, два — Генеральным советом судебной власти. Срок полномочий судей — 9 лет; предусмотрена процедура обновления трети состава Суда каждые 3 года.
Конституционный суд наделяется правом рассматривать заявления о неконституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона, и объявлять их неконституционными, разрешать споры о компетенциях и разделении полномочий в случаях, предусмотренных законом. КС был создан с целью вносить ясность и решать спорные вопросы, возникающие в связи с административно-территориальным устройством государства автономий, защитой индивидуальных прав и свобод испанских граждан, деятельностью политических партий и так далее.
Один из крупных вызовов, с которым сталкивается испанская демократия в начале XXI века, состоит в необходимости модернизации судебной системы, повышении её эффективности, устранении медлительности судопроизводства на фоне увеличения числа дел, по которым годами не выносятся решения. В 2001 году ведущие политические партии страны НП и ИСРП подписали пакт о реформе судебной власти предусматривающий преобразование судопроизводства и рассчитанный на две легислатуры. Реформа предполагает в числе прочего, значительное расширение финансирования судебной сферы (расходы на неё составляли в 1999 году 1 % бюджетных затрат, в то время как среднеевропейский уровень — 4,5 %), а также расширение и обновление штатов судебных работников (в настоящее время 46 % судей в Испании старше 40 лет и только треть от их общего числа составляют женщины).
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Испании в 1975–2000 годах
- Язык
- Древний период
- Арабское завоевание
- Реконкиста и объединение Испании
- Создание испанской колониальной империи
- Испания в XVII — начале XX века
- Кризис монархии и Вторая республика
- Франкистская Испания
- Испания в последней четверти XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1939–1975 годах
- Главы государства (монархи) в 1975–2010 годах
- Главы правительства (председатели правительства) в 1939–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в конгрессе депутатов по итогам выборов в 2008 году
- Представительство политических партий в сенате по итогам выборов в 2008 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Испании в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Испании в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга рассказывает о предпринятых в 1560–1780 годах экспедициях европейских ...
Москва, 1956 год. Государственное издательство географической литературы. С ...