Испания / Разделение и взаимодействие ветвей власти
В Испании существует несколько уровней управления: не только центральный (общегосударственный), но и региональный (уровень региональных автономных сообществ), а также местный (уровень местных сообществ). Все автономные сообщества Испании имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Главным институциональным документом каждого автономного сообщества является автономный статут, который ратифицируется генеральными кортесами. Разграничение полномочий между центральными властями Испании и автономными сообществами регулируется положениями ст. 148 и 149 конституции.
Двухпалатный парламент (генеральные кортесы) является высшим органом законодательной власти Испании. Кортесы осуществляют законодательную власть государства, утверждают бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные полномочия, возлагаемые на них конституцией.
Правом законодательной инициативы, помимо кортесов, наделены также правительство и региональные органы законодательной власти — ассамблеи региональных автономных объединений (ст. 87. 1, 2), а ст. 87. 3 Основного закона отдаёт право выдвигать законопроекты в руки народной инициативы (такого рода законопроекты требуют не менее 500 тысячей подписей).
Согласно ст. 56 конституции, главой испанского государства является монарх, символ единства и постоянства, арбитр и примиритель в постоянной деятельности учреждений. Монарх осуществляет высшее представительство государства в международных делах (ст. 56), санкционирует и промульгирует законы, созывает и распускает кортесы, назначает выборы и референдум, предлагает кандидатуру председателя правительства, назначает и смещает его в соответствии с конституцией, назначает и смещает членов правительства по предложению председателя правительства, осуществляет верховное командование вооружёнными силами (ст. 62). В соответствии с возложенными на него прерогативами, монарх назначает послов и дипломатических представителей, аккредитует иностранных представителей в Испании, объявляет о принятии на себя Испанией международных обязательств посредством договоров, объявляет войну и заключает мир (ст. 63). Но на все это испанскому монарху требуется согласие генеральных кортесов.
Согласно с. 91 Основного закона, монарх в 15-дневный срок санкционирует законы, одобренные генеральными кортесами, промульгирует их и даёт распоряжение об их немедленной публикации. Таким образом, монарх на практике оказывается за рамками подготовки, обсуждения и принятия законов. Фактически здесь его роль сводится лишь к акту подписания закона. Отсутствие королевского вето не исключает вероятности отказа подписать закон. Поскольку закон не может вступить в силу без подписи монарха, а конституция не предусматривает возвращение закона в парламент, монарх согласно ст. 62. 3 и ст. 92 вправе назначить референдум, в ходе которого арбитром в споре между монархом и парламентом становится народ. Решение о назначении референдума принимается по предложению председателя правительства, предварительно одобренному конгрессом депутатов — нижней палатой парламента.
Стабильность общественно-политической жизни Испании не в последнюю очередь зависит от личных взаимоотношений монарха и председателя правительства. Исключительное значение имело участие Хуана Карлоса I в процессе трансформации франкистского режима, который приобрёл многие признаки реформы сверху.
Правительство несёт политическую ответственность перед парламентом, в силу того что именно последнему принадлежит определяющая роль в обсуждении и утверждении кандидатуры на пост председателя правительства (ст. 99). Помимо того, генеральные кортесы пользуются также всеми традиционными формами контрольных полномочий парламента (вотум доверия, право на получение любой информации, запросы, интерпелляции, комиссии по расследованию и так далее (ст. 99, 108 — 116). Для контроля над исполнением государственного бюджета, а также экономической деятельностью государства кортесы образуют высший контрольный орган — Счётную палату (ст. 136).
Конституция 1978 года устанавливает принцип единства судебной власти, провозглашает независимость, несменяемость судей, ответственность их исключительно перед законом, запрещает создание чрезвычайных трибуналов раздел VI), однако не определяет детально структуру судебной системы. Судебная власть в Испании осуществляется следующими судами: Генеральным советом судебной власти, Верховным судом, Конституционным судом, судами автономных сообществ, Высшими провинциальными судами в каждой из 50 провинций страны, а также Национальным судом. Система судебной власти включает в себя также суды первой инстанции, следственные и мировые суды. Согласно ст. 121, государство возмещает ущерб, причинённый в результате судебной ошибки, а также иной ущерб в результате неправильных действий при отправлении правосудия.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Испании в 1975–2000 годах
- Язык
- Древний период
- Арабское завоевание
- Реконкиста и объединение Испании
- Создание испанской колониальной империи
- Испания в XVII — начале XX века
- Кризис монархии и Вторая республика
- Франкистская Испания
- Испания в последней четверти XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1939–1975 годах
- Главы государства (монархи) в 1975–2010 годах
- Главы правительства (председатели правительства) в 1939–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в конгрессе депутатов по итогам выборов в 2008 году
- Представительство политических партий в сенате по итогам выборов в 2008 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Испании в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Испании в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
Основу микробиоморфологии составляет изучение микробиоморфных комплексов — ...