Испания / Испания в последней четверти XX — начале XXI века
Смерть Франко 20 ноября 1975 года явилась поворотным моментом в истории страны. 22 ноября 1975 года Хуан Карлос I (ещё при жизни Франко официально провозглашённый его преемником) был приведён к присяге и провозглашён королём Испании. Ко времени краха франкизма в испанском обществе восприятие института монархии было сдержанным, порой критическим, политические взгляды молодого принца оставались неизвестными, многие воспринимали его как марионетку диктатора. Однако именно монарх возглавил переход от франкизма к демократии, опираясь на большинство населения страны, выступавшее за демократическое реформирование государства и общества. Во многом благодаря личности Хуана Карлоса институту монархии, утратившему в первой трети XX века авторитет в испанской обществе, удалось стать гарантом политической стабильности в стране и важной частью новой испанской государственности.
Переход от диктатуры к конституционной демократической монархии был осуществлён относительно плавно и спокойно, в отличие от соседней Португалии, где в апреле 1974 года произошла «революция гвоздик». Будучи официальным преемником Франко и верховным главнокомандующим, молодой король заручился поддержкой армии и бюрократии. В декабре 1976 года на общенациональном референдуме подавляющее большинство испанцев одобрили проект закона о политической реформе, обеспечив тем самым легитимность процесса трансформации политической системы страны. Законопроект «О политической реформе» предлагал учредить двухпалатные генеральные кортесы, депутаты которых избирались всеобщим прямым тайным голосованием (за исключением 20 % сенаторов, назначаемых королём). Парламент наделялся правом вносить изменения в Основные законы прежнего режима или вовсе отменять их.
В июле 1976 года правительство Ариаса Наварро, занявшего свой пост ещё при Франко, ушло в отставку по инициативе короля, и именно монарх (ещё до принятия закона о политической реформе и проведения первых после 1936 года всеобщих парламентских выборов) из предложенного ему советом королевства списка претендентов на пост председателя нового правительства выбрал кандидатуру генерального секретаря Национального движения А. Суареса — сторонника демонтажа системы франкизма.
Были внесены изменения в избирательную систему, легализованы запрещённые ранее политические партии. При этом переход к демократии был осложнён активностью ЭТА.
Всеобщие парламентские выборы, состоявшиеся в июне 1977 года, отличались высокой явкой избирателей. Убедительную победу на них одержала центристская партия «Союз демократического центра» (СДЦ). Социалисты стали второй по численности парламентской фракцией. Третье и четвёртое места заняли соответственно Коммунистическая партия Испании (КПИ) и правоконсервативный «Народный альянс».
В октябре 1977 года в результате переговоров между правительством, всеми представленными в парламенте политическими партиями и профсоюзами были подписаны так называемые «пакты Монклоа» (по названию правительственной резиденции в Мадриде) — программа политических и социально-экономических мероприятий в переходный период для достижения консенсуса по важнейшим вопросам национальной политики. «Пакты Монклоа» предопределили мирный характер преобразований, представляя собой своеобразный компромисс (особенно в том, что касается экономической части пактов).
Вторая половина 1977–1978 годов прошли под знаком разработки и принятия новой конституции, которая, как и «пакты Монклоа», стала результатом компромисса между основными политическими силами страны. После одобрения на совместном заседании обеих палат генеральных кортесов проект конституции был вынесен в декабре 1978 года на общенациональный референдум. Его поддержало подавляющее большинство принявших участие в голосовании.
Принятие конституции позволило руководству страны более активно продолжить процесс трансформации испанского унитарного государства в государство автономий, который предусматривал предоставление широкой автономии регионам, в первую очередь Каталонии и Стране Басков (ст. 143 и 151 конституции закрепили различную по времени процедуру обретения автономии и неодинаковый объем полномочий регионов).
На фоне неудач правительства Суареса, которому не удавалось справиться с кризисными явлениями в экономике и нейтрализовать ЭТА, а также поляризации политических сил ИСРП в мае 1980 года инициировала парламентские дебаты о доверии правительству. В январе 1981 года Суарес подал в отставку с поста председателя правительства. Король поручил сформировать новое правительство одному из лидеров СДЦ Л. Кальво Сотело.
23 февраля 1981 года в день парламентских дебатов по вопросу доверия кандидатуре нового председателя правительства была предпринята попытка государственного переворота — в здание конгресса депутатов ворвалась группа заговорщиков — гражданских гвардейцев. Хуан Карлос как глава государства и верховный главнокомандующий вооружёнными силами призвал армию не противопоставлять себя подавляющему большинству испанцев, проголосовавших за демократию, и заговорщики были нейтрализованы. В поддержку демократии по стране прошли массовые манифестации.
Внеочередные всеобщие парламентские выборы в октябре 1982 года привели к кардинальной перегруппировке политических партий. Победителем стала ИСРП, которой отдали голоса 48,11 % избирателей, что обеспечило социалистам абсолютное большинство мест в конгрессе депутатов и сенате. Одновременно сокрушительное поражение потерпел СДЦ. Выдвинутая ИСРП программа перемен под лозунгом «За справедливое и равноправное общество» предусматривала меры по смягчению тяжёлых последствий экономического кризиса и борьбе с массовой безработицей, осуществление технологической перестройки национальной экономики, определение нового места Испании в мире. Второе место на выборах занял правоконсервативный Народный альянс, который более чем в четыре раза превысил свои показатели на выборах 1979 года.
В 1980-х годах происходит оформление партийно-политической системы с участием общенациональных и региональных партий, которая функционирует в Испании до сих пор. Устойчивость подобной системы основывалась на политико-идеологическом противостоянии двух ведущих политических партий — ИСРП и НА (в последующем Народная партия). В случае если победившая на всеобщих парламентских выборах общенациональная партия не получала абсолютного большинства голосов в конгрессе депутатов, она была вынуждена искать поддержки у региональных партий (Каталонии прежде всего) или у блока левых партий — Объединённых левых (ОЛ).
На выборах 1986 и 1989 годах социалисты повторили свой успех 1982 года.
Рассчитывая заручиться поддержкой избирателей для осуществления во многом непопулярных мер по стабилизации экономической ситуации в стране, председатель правительства Ф. Гонсалес принял решение о проведении досрочных всеобщих парламентских выборов в октябре 1993 года ИСРП потеряла часть мест в парламенте, сохранив ведущие политические позиции, но была вынуждена искать поддержки региональных националистических партий, которые потребовали расширения полномочий в рамках государства автономий.
В 1982–1996 годах социалистам удалось добиться значительных успехов в модернизации национальной экономики. Была реформирована армия, произошло институциональное оформление государства автономий, начала функционировать система финансирования автономных сообществ, введено обязательное бесплатное всеобщее среднее образование, значительно расширена система бесплатного высшего образования, учреждена современная система социального обеспечения и здравоохранения, частично легализованы аборты, произошла существенная либерализация нравов и обычаев испанцев. В то же время неудачи правительства Ф. Гонсалеса в борьбе с безработицей, повышение налогов, хотя и в связи с ростом государственных расходов на социальное обеспечение, привели к всеобщим забастовкам (1988, 1992–1994 годов) и осложнили отношения с традиционно примыкающему к ИСРП профсоюзом ВСТ. Во внешнеполитической сфере Ф. Гонсалес был убеждённым сторонником выхода Испании из международной изоляции и сближения с Европой, Магрибом и Латинской Америкой. Именно при его правительстве 1 января 1986 года Испания стала членом ЕЭС. В 1986 году был проведён референдум, закрепивший членство Испании в НАТО. В 1992 году в Барселоне были проведены летние Олимпийские игры и Всемирная выставка в Севилье.
Падение популярности правительства Ф. Гонсалеса было связано не только с тем, что с начала 1990-х годов страна вступила в период экономической стагнации, но и с коррупционными скандалами, ставшими достоянием общественности, а также усилением внутрипартийной борьбы. Наиболее серьёзным политическим просчётом правительства социалистов стало создание руководством испанских полицейских служб секретных подразделений из числа полицейских и гражданских гвардейцев для проведения спецопераций против боевиков ЭТА на территории соседней Франции — так называемые «Антитеррористические группы освобождения» (GAL). Скандал по этому поводу и последующие судебные разоблачения нанесли удар по авторитету ИСРП.
На всеобщих парламентских выборах в марте 1996 года оппозиционная Народная партия одержала победу с небольшим преимуществом. Поскольку правоконсервативной НП не удалось получить абсолютного большинства депутатских мандатов, председатель нового правительства Х. М. Аснар вынужден был искать поддержки у региональных националистических партий Каталонии и Страны Басков. Парламентская коалиция НП с каталонской партией «Конвергенция и союз» обернулась значительными уступками Каталонии: региону было дано право оставлять у себя 30 % собираемых в Каталонии налогов на доходы физических лиц, до этого — 15 %).
Правительству Х. М. Аснара удалось добиться в 1996–2000 годах стабильного роста ВВП (более 3 % ежегодно), сокращения инфляции (до 2 % в год), снижения уровня безработицы, притока иностранных инвестиций, роста внутреннего спроса и потребления. Были проведены структурные реформы в экономике, реформа в армии по переводу всех военнослужащих на контрактную основу. Достигнутая в стране экономическая и политическая стабильность позволила Народной партии упрочнить свои позиции на всеобщих парламентских выборах 2000 года. В 2000–2004 годах правительство Народной партии особое внимание уделяло экономике, поставив своей целью добиться бездефицитного бюджета и проводя для этого жёсткую бюджетную дисциплину в центре и регионах. В рамках осуществления программы неолиберальных реформ консерваторы стремились к снижению регулирующей роли государства, продолжили приватизацию государственных предприятий, снизили налоговое бремя для предприятий и физических лиц. Контроль над парламентом позволил правительству Х. М. Аснара провести законопроекты о судебной реформе, о реформе финансирования автономных сообществ, о внесении изменений в действующее законодательство о местном самоуправлении, о реформе среднего и высшего образования.
На протяжении всего срока пребывания НП у власти (1996–2004 годах) проблема взаимоотношения центральных властей и регионов вызывала активные политические дискуссии. Правительство придерживалось мнения, что строительство государства автономий завершено, а руководители некоторых регионов Испании, оппозиционная ИСРП, региональные националистические партии настаивали на продолжении процесса автономизации. Автономные парламенты Каталонии и Андалусии, а вслед за ними и законодательные органы некоторых других автономных сообществ приняли решение реформировать свои статуты (автономные статуты являются основным правовым актом каждого автономного сообщества и регулируют вопросы его автономии, институциональной организации и компетенции, проект статута требует обязательного одобрения и утверждения генеральными кортесами). Представленный в парламент Страны Басков в сентябре 2003 года председателем автономного правительства Х. Х. Ибарретче план пересмотра статута Эускади содержал предложение превратить автономию в свободно присоединившееся к Испании государство по аналогии с Пуэрто-Рико (в отношениях с США).
Во внешней политике кабинет Х. М. Аснара сделал упор на развитие испано-американских отношений, выступив союзником США и возглавляемой ими международной коалиции в военной операции против Ирака в 2003 года, поддержав усилия официального Вашингтона в борьбе с международным терроризмом, по реформированию военно-политического блока НАТО. Новый уровень сотрудничества с США, успешное председательство в ЕС во второй половине 2002 года, вхождение в состав СБ ООН в качестве непостоянного члена в 2003–2004 годах, активное участие в процессе ближневосточного урегулирования и многие другие содействовали росту влияния Испании на международной арене. Однако участие страны в военной операции США и их союзников в Ираке стало причиной массовых протестов.
Накануне всеобщих парламентских выборов 11 марта 2004 года произошли самые крупные в истории Испании теракты: сразу 13 взрывов сотрясли Мадрид в утренние часы пик, три прогремели на железнодорожном вокзале Аточа в центре столицы, почти одновременно раздались взрывы в электричках, двигавшихся в сторону этого вокзала, и на двух пригородных станциях. Погибли 191 человек, около 1 500 получили ранения различной степени тяжести.
Правительство посчитало, что теракт совершили баскские экстремисты, и поспешили объявить об этом. Однако полицейское расследование указало на след международной террористической организации «Аль-Каида». Сам теракт, а также его поспешная и ошибочная трактовка властями оказали решающее воздействие на испанских избирателей. В итоге НП, которую считали фаворитом избирательной кампании, набрала лишь 37,71 % голосов избирателей, получив 148 депутатских мест. Победителем стала ИСРП (42,59 % голосов избирателей, 164 места в конгрессе депутатов).
«Новый курс» социалистов внёс изменения во внутреннюю и внешнюю политику страны. Принятые около 170 законов затронули проблемы взаимоотношений государства и церкви, армии, автономизации и местного самоуправления, недвижимости, иммиграции, семьи и брака, практически все стороны жизни общества, даже те, которые связаны с традициями и нравами испанцев (например, в Испании были разрешены однополые браки). Кабинет Х. Л. Родригеса Сапатеро принял решение о выводе испанского воинского контингента из Ирака, объявив своим внешнеполитическим приоритетом активное участие страны в строительстве единой Европы (на общенациональном референдуме в феврале 2005 года 76, 96 % испанцев, принявших участие в голосовании, одобрили проект Евроконституции).
Приоритетной стала реформа автономных статутов, которую следует рассматривать в более широком контексте будущего территориального устройства и единства страны, и в первую очередь содействия разблокированию переговорного процесса между центральными властями и автономным правительством Страны Басков о передаче региону дополнительных полномочий. Баскский конфликт в широком смысле оставался в центре внимания руководства страны, однако попытка в 2006–2007 годах приблизиться к его урегулированию путём ведения прямых переговоров с политическим руководством ЭТА не увенчалась успехом.
Широкую общественно-политическую дискуссию вызвал процесс разработки, обсуждения проекта нового Автономного статута Каталонии, его согласования и одобрения генеральными кортесами. Состоявшийся в Каталонии в июне 2006 года референдум одобрил окончательный проект Статута Каталонии, предоставив региону статус отдельного национального образования в рамках испанского государства, а каталанскому языку — статус государственного наравне с кастильским (испанским), расширив права регионального правительства в области самофинансирования (половина собранных в Каталонии налогов будет оставаться в регионе), внутренней безопасности, телекоммуникаций, управления железными дорогами, аэропортами, морскими портами местного значения, иммиграции (автономия теперь сама будет заниматься приёмом иммигрантов) и так далее.
На всеобщих парламентских выборах в марте 2008 года социалистам удалось несколько укрепить свои позиции, хотя они по-прежнему не получили абсолютного числа голосов.
Перед обновлённым правительством X. Л. Родригеса Сапатеро стоят задачи поиска путей выхода из экономического кризиса: борьба с растущими безработицей и инфляцией, рецессией национальной экономики; решение баскского конфликта в широком смысле; продолжение институциональных реформ (принятие новых статутов 11 региональными автономными сообществами, реформа местного самоуправления, модели финансирования местных и автономных сообществ) и так далее.
← Назад | Испания в последней четверти XX — начале XXI века | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Испании в 1975–2000 годах
- Язык
- Древний период
- Арабское завоевание
- Реконкиста и объединение Испании
- Создание испанской колониальной империи
- Испания в XVII — начале XX века
- Кризис монархии и Вторая республика
- Франкистская Испания
- Испания в последней четверти XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1939–1975 годах
- Главы государства (монархи) в 1975–2010 годах
- Главы правительства (председатели правительства) в 1939–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в конгрессе депутатов по итогам выборов в 2008 году
- Представительство политических партий в сенате по итогам выборов в 2008 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Испании в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Испании в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1920 года ...
Отпечатано по распоряжению Канцелярии Министерства путей сообщения. ...