Исландия / Арктическая политика Исландии
Дилемма безопасности в условиях нового витка невоенного конфликта за ресурсы и геостратегическое влияние в Северном полушарии для Исландии определяется двумя обстоятельствами: необходимостью обеспечить свои интересы в Северной Атлантике (в первую очередь, в области рыболовства, от которого сильно зависит благополучие государства) и отсутствием заметного потенциала для их защиты.
Сюжеты, находящиеся на стыке экологической и экономической дипломатии, красной нитью проходят через ведущие географические направления исландской внешней политики, что определяется огромной ролью экспорта морепродуктов в совокупном национальном экспорте, во многом подчиняющей внешнюю политику Исландии собственным интересам.
Исландия активно настаивала на официальном закреплении прав прибрежных государств на 200-мильную исключительную экономическую зону, которые в итоге были кодифицированы в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Наиболее известным эпизодом в истории борьбы Исландии за свои интересы в области рыбной ловли стали так называемые «тресковые войны» второй половины XX века. Данный конфликт между Исландией и Великобританией то затухал, то вспыхивал снова, причём каждая новая его фаза была связана с последовательным расширением островной республикой своей рыболовной зоны до 4, 12, 50 и 200 морских миль (в 1952, 1958, 1972, 1975 годах соответственно). Соединённое Королевство неоднократно заявляло о своём несогласии с политикой исландских властей, и британские траулеры продолжали ловить рыбу в пределах территории, на которую претендовала Исландия.
До начала 1970-х годов трения удавалось преодолевать мирным путём, однако затем произошёл целый ряд столкновений между британскими и исландскими судами. Катера береговой охраны Исландии резали рыболовные сети британских траулеров, для защиты которых британская сторона направила несколько фрегатов. В большинстве случаев вместо применения огнестрельного оружия суда противников предпочитали таран. Конфликт был урегулирован, когда стало очевидно, что разрыв отношений между Великобританией и Исландией и угроза исландской стороны закрыть базу НАТО в Кефлавике серьёзно дестабилизирует положение внутри Североатлантического альянса, и без того ухудшившееся в результате греко-турецкого конфликта из-за Кипра. Как и в предыдущих случаях, Соединённое Королевство вынуждено было ограничиться квотой на лов в исландских водах меньшего объёма рыбы, чем рассчитывало.
Упомянутые «тресковые войны» отнюдь не имели прецедентного характера в отношениях двух стран. История подобных конфликтов восходит ещё к XV столетию, прозванному в самой Исландии «английским веком». Тогда английские рыболовы добывали в исландских водах значительно больше рыбы, чем жители острова или их колониальные правители — датчане. Активность англичан, соперничавших с рыболовами Ганзейского союза, ставила под вопрос само датское влияние в Исландии. Договор 1490 года, к заключению которого датчанам удалось принудить Англию, быстро перестал исполняться, и конфликтные ситуации продолжались до 1558 года, когда исландцы окончательно изгнали с острова англичан, к тому времени полностью переставших уважать местное население.
В самом конце XIX века Дания расширила рыболовную зону вокруг Исландии до 13 морских миль, вслед за чем приступила к силовому пресечению незаконного, по её мнению, рыболовного промысла в этой акватории. Аресты и периодический обстрел британских судов-нарушителей продолжался до тех пор, пока Великобритания не пошла на компромиссное соглашение.
Агрессивно действуя в одной из немногих сфер международных отношений, где у неё была возможность заявить о себе, островная республика периодически становилась подлинным возмутителем спокойствия.
В 1993–1999 годах Исландия оказалась вовлечена в спор с РФ и Норвегией из-за прав на лов трески на участке Баренцева моря, находящемся между основной территорией Норвегии и архипелагом Шпицберген. Данная зона находится вне пределов российской и норвежской исключительных экономических зон, однако обе страны принимали меры по восстановлению в ней поголовья рыбы и выразили недовольство действиями исландских рыбаков, которые приступили к освоению природных ресурсов региона после сокращения запасов рыбы в водах Исландии и введения ограничений на их эксплуатацию. Конфликт сопровождался арестами исландских рыболовных судов (имели место и эпизоды применения оружия) и был в итоге урегулирован с предоставлением Исландии квот для промысла в Баренцевом море, однако размер их оказался меньше тех объёмов, на которых настаивала республика.
В ходе переговорного процесса по регулированию добычи мигрирующих видов рыбы и рыболовному промыслу в открытом море, инициированного ООН в начале 1990-х годов, Исландия настаивала на том, что государства, сильно зависящие от рыбной ловли, должны пользоваться привилегиями при распределении квот, систему которых и намеревалось упорядочить мировое сообщество.
В 1996–1997 годах Исландия также конфликтовала с Канадой по поводу рыбной ловли у берегов последней. После того как канадская сторона пригрозила закрыть для исландских траулеров свои порты, Исландия была вынуждена ограничить масштабы лова, уже принимавшие опасный размах.
Тот факт, что Исландия до последнего отстаивала свои права в данных спорах, был обусловлен ещё и стремлением местных политиков хотя бы в некоторой мере нивелировать последствия постигшей страну экономической рецессии с помощью роста прибылей от рыбы, выловленной на новых участках.
С 1986 год по решению Международной комиссии по китобойному промыслу действовал запрет на коммерческую добычу китов, к которому Исландия присоединилась в 1989 году. Вместе с тем данное решение, принятое под давлением со стороны экологов и поддержавших их государств, явно воспринималось исландскими элитами как вмешательство во внутренние дела, и, когда Международная комиссия отказала Исландии в праве возобновить промысел, не угрожающий поголовью, она в 1992 году прекратила своё членство в комиссии. Перспектива возвращения коммерческого промысла в одностороннем порядке породила комплексную конфликтную ситуацию.
Против китобойного лобби, с одной стороны, выступила исландская туристическая индустрия, приносящая значительную часть национального дохода и во многом сделавшая себе имя на экскурсиях с наблюдением за китами. Было очевидно, что добыча китов могла отпугнуть животных от районов, где за ними было проще всего наблюдать, и соответственно оттолкнуть туристов из развитых стран, где традиционно сильны «зелёные» настроения.
С другой стороны, на Исландию вновь стали оказывать давление экологи, которые пригрозили бойкотом исландской рыбы на мировых рынках. США также заявляли о возможности применения против Исландии и Норвегии торговых санкций в случае, если эти государства возобновят добычу китов. Ухудшились и отношения Исландии с Великобританией, которая выступила в качестве неформального лидера группы стран, выступающих против добычи китов.
Хотя план глобального бойкота, предложенный экологами, едва ли мог быть реализован, само его возникновение ещё раз резко высветило проблему сильной зависимости Исландии от мировой потребительской конъюнктуры и политических факторов, влияющих на неё.
В 1992 году Исландия вместе с Норвегией, Гренландией и Фарерскими островами основала Североатлантическую комиссию по морским млекопитающим, которая должна была стать своеобразным противовесом Международной комиссии по китобойному промыслу в вопросах, касающихся добычи в регионе. Этот замысел не был реализован, и разрешать конфликтную ситуацию пришлось в рамках ранее покинутой Международной комиссии. В 2002 году Исландия вернулась в её состав, но одновременно указала, что будет соблюдать мораторий 1986 года с оговорками.
В 2003 году Исландия ограниченно возобновила китобойный промысел в научно-исследовательских целях, а три года спустя приступила и к коммерческой добыче китов, что стало объектом критики со стороны ряда международных организаций, прежде всего занимающихся экологической проблематикой.
Вместе с тем к 2007 году исландские китобойные предприятия добыли весьма незначительное количество китов, и правительство не стало рассматривать возможность увеличения квот, объявив, что в 2008 году промысел вестись не будет. Это было обусловлено тем, что спрос на продукцию отрасли в самой Исландии оказался крайне незначительным, и главным потребителем китового мяса и иных товаров стала Япония.
При этом представители экстремистской природоохранной организации «Си шеферд» (Sea Shepherd), в 1986 году взявшей на себя ответственность за гибель в Рейкьявике двух китобойных судов и повреждение китобойной станции, а в 2007 году намеревавшейся направить в исландские воды свой корабль с целью срыва промысла, утверждали, что временный отказ Исландии от продолжения добычи китов был обусловлен не ожиданием благоприятной конъюнктуры, а именно опасениями по поводу новых радикальных акций экологов.
Борьба исландских промысловых кругов с природоохранными организациями идёт на нескольких уровнях. За информационное противостояние с «Гринписом» и другими структурами в значительной степени отвечает Союз Высокого Севера, образованный в 1991 году заинтересованными силами из Исландии, Норвегии, Гренландии и с Фарерских островов.
Исландия, Великобритания, Ирландия и Дания (представляющая интересы Фарерских островов) участвуют в затяжном споре относительно статуса необитаемой скалы Роколл в Атлантическом океане и континентального шельфа в её окрестностях. Указанные страны, за исключением Великобритании, не претендуют, собственно, на скалу, поскольку отсутствие там постоянного населения исключает, согласно Конвенции ООН по морскому праву, возможность использовать её для выдвижения претензий на расширение исключительной экономической зоны за счёт прилегающих к скале вод. Вместе с тем Исландия, Дания и Ирландия заинтересованы в эксплуатации ресурсов континентального шельфа в зоне скалы (хребет Хаттона). Конфликт не носит силового характера и по состоянию на конец 2008 года урегулирован не был.
Несмотря на свою сравнительно низкую интенсивность, конфликт интересов в циркумполярном регионе имеет колоссальное значение для Исландии, поскольку затрагивает её жизненные интересы. Это дополнительно подтверждается тем, что именно из-за рыбных ресурсов республика вступила в своё время в столь острое противостояние с Великобританией (своим важнейшим торговым партнёром) и Норвегией (страной, население которой является наиболее близким исландцам с этнической и культурной точки зрения). Повторение подобных инцидентов в будущем не исключено, учитывая обострение борьбы за самые разные ресурсы в глобальном масштабе.
← Назад | Арктическая политика Исландии | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Исландии в 1975–2000 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1968–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1971–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в альтинге по итогам выборов 2009 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Исландии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- США и НАТО
- Европейский союз
- Север Европы
- Гуманитарное и экологическое измерение
- Арктическая политика Исландии
- Российская Федерация
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Исландии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913 года ...
Современные полигенетические и погребенные голоценовые почвы являются ...