Ирландия / Разделение и взаимодействие ветвей власти
Конституционный дизайн Ирландии предполагает разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Главой государства является президент, избираемый прямым голосованием на 7-летний срок; один и тот же человек может занимать этот пост не более двух сроков (ст. 12). При этом президент играет, скорее, символическую роль, так как большинство действий выполняет по совету премьер-министра и правительства, а также может запрашивать рекомендации специального совещательного органа — Государственного совета. Президент назначает премьер-министра и членов правительства, созывает и распускает парламент, а также является главнокомандующим (ст. 13).
Реальной политической властью обладает глава исполнительной власти — премьер-министр, пост которого занимает лидер парламентского большинства. Остальные члены кабинета также назначаются президентом по совету премьер-министра (ст. 13 и 28).
Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, который состоит из палаты представителей и Сената (ст. 15). Нижняя палата избирается прямым всеобщим голосованием, в то время как верхняя формируется разными способами: часть депутатов назначается премьер-министром, часть избирается университетами, а большинство избирается специалистами в разных приоритетных отраслях хозяйства страны.
Согласно ст. 34 Основного закона, судебная система Ирландии состоит из Высокого суда и Верховного суда, который является судом последней инстанции, а также может устанавливать соответствие тех или иных законопроектов конституции. Судьи назначаются президентом и могут быть лишены своей позиции только по решению обеих палат парламента (ст. 35). Таким образом, судебная система в Ирландии представляет собой независимую ветвь власти.
Согласно ст. 20, законодательной инициативой обладают депутаты обеих палат парламента; билль, принятой одной из палат, рассматривается другой палатой, в ходе чего в него могут быть внесены изменения. После рассмотрения Сенатом билля, принятого нижней палатой, он снова возвращается в Палату представителей. Если же депутаты нижней палаты пересмотрели законопроект, инициированный верхней, его новая редакция считается новым биллем Палаты представителей. После принятия билля обеими палатами парламента, он должен быть подписан президентом, после чего получает силу закона. Данная процедура относится к законопроектам, не затрагивающим финансовую сферу. Согласно ст. 21, так называемые «денежные билли» могут быть инициированы только депутатами нижней палаты парламента; далее он рассматривается Сенатом в течение не более чем 21 дня. При этом депутаты верхней палаты могут лишь выразить свои рекомендации, а окончательное решение по одобрению такого законопроекта принимается в нижней палате. Что касается биллей, не затрагивающих финансовую сферу, то, по ст. 23, у Сената есть 90 дней на рассмотрение законопроектов; если за этот срок палаты не приходят к согласию, то Палата представителей имеет право в течение 180 дней по истечении вышеупомянутого срока принять решение об одобрении рассматриваемого закона. Таким образом, нижняя палата парламента имеет больший вес в законодательной процедуре. Президент же, помимо подписания и промульгации принятых законопроектов, может также вмешиваться в процесс законотворчества, запрашивая Верховый суд о проверке билля на его соответствие Основному закону страны (ст. 34). Таким образом, конституция предусматривает варианты выхода из законотворческого тупика.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Ирландии в 1975–2000 годах
- Язык
- Ирландия в древности и Средние века (до конца XII века)
- Ирландия в период утверждения английского господства (конец XII — конец XVII веков)
- Ирландия в XVII веке
- Ирландия в составе Соединённого Королевства
- Гражданская война в 1922–1923 годах
- Республика Ирландия
- Ирландия во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1973–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1966–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирландии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Несколько столетий мореплаватели и путешественники разных стран открывали и ...
О шельфе много говорят в связи с исследованиями Мирового океана и освоением его ...