Ирландия / Ирландия во второй половине XX — начале XXI века
Во время Второй мировой войны Республика Ирландия соблюдала нейтралитет. В этот период рассматривался вопрос о передаче земель Северной Ирландии Республике Ирландия, однако Северная Ирландия не дала на это согласия. Процесс политического отдаления Ирландии от Великобритании продолжался и в послевоенные годы. В 1949 году правительство приняло закон об объявлении Ирландии республикой и её выходе из Содружества, а также не подписало в 1949 году Североатлантический пакт, создавший НАТО, членом которой стала Великобритания.
Вместе с тем развивающаяся экономика не позволяла продолжать политику изоляции Ирландии от внешнего влияния. Основные усилия ирландского правительства были направлены на то, чтобы поднять экономику страны до уровня, при котором она была бы конкурентоспособной на западноевропейских рынках. Экономические преобразования проводил новый премьер-министр от партии Фианна Файл Шон Лемасс, сменивший на этом посту Де Валера, который впоследствии занял должность президента.
В 1960-х годах Республика Ирландия изменила своё отношение к проблеме Северной Ирландии. Продолжая стоять на позициях объединения, ирландцы стали склоняться к конструктивным дипломатическим методам. В Акте о кровопролитных событиях 1968 года на Севере правительство Республики Ирландия высказало поддержку официальным властям, а не мятежникам. Пришло осознание глубины и серьёзности противоречий и, как следствие, невозможности разрешить их поверхностными действиями. Была признана необходимость согласия большинства населения Северной Ирландии для её присоединения к Югу. К тому же институты британской части острова были призваны защищать интересы как протестантской, так и католической общины. Республика Ирландия получила право представлять интересы католической общины перед правительством Соединённого Королевства. Наконец, предпринимались меры по расширению сотрудничества между двумя частями Ирландского острова в областях туризма и транспортного сообщения. Данные принципы были выражены в Санингдейлском соглашении 1972 года, которое не было реализовано, встретив сопротивление сторонников унии в Северной Ирландии. В дальнейшем эти принципы подтверждались в англо-ирландском соглашении 1985 года, англо-ирландской декларации 1993 года и Соглашении Страстной пятницы 1998 года.
Меры правительства Лемасса привели к снижению эмиграции и росту потребительских затрат. Ирландия вступила в ЕЭС в 1973 году. В 1973 году Фианна Файл утратила парламентское большинство и уступила право формировать правительство коалиции Фине Гал с Лейбористской партией, во главе которой встал Лайм Косгрэйв. Мировой энергетический кризис 1974–1975 годов заставил правительство пойти на дефляционные меры, введение новых налогов, а также попытки ввести налоги на прибыль фермеров. В 1977 году к власти вернулся лидер Фианна Файл Линч, предложивший многообещающую политику, в основе которой лежало снижение налогов, создание новых предприятий, получение внешних займов. Это привело лишь к временному экономическому взлёту, и уже к 1980 году снова явно стали проявляться существующие проблемы: падение цен на сельскохозяйственную продукцию, рост цен на ввозимую в страну нефть, быстрый рост населения. К тому же увеличились внешние займы, а инфляция и безработица набирали обороты.
В результате выборов 1981 года правительство сформировала коалиция Фине Гал и лейбористов, возглавляемая Гарретом Фитцжеральдом. Основными пунктами программы коалиции было введение налога на богатство, а также отмена конституционного запрета на разводы. Однако проект бюджета не был принят, и выборы 1982 года привели к власти Фианна Файл во главе с Чарльзом Хоуи. В условиях бюджетного дефицита новое правительство было вынуждено пойти на сокращение государственных расходов, что привело к его смещению вотумом недоверия в ноябре 1982 года. На следующих последовали выборы, на которых большинство получила коалиция Фине Гал и лейбористов во главе с Фитцжеральдом.
Благодаря снижению мировых цен на нефть середина 1980-х годов принесла снижение инфляции. Однако бюджетный дефицит и безработица оставались серьёзными проблемами; уровень эмиграции также возрастал. Все это вело к росту недовольства и возрождению дискуссий по поводу реальной независимости Ирландии.
На выборах в 1987 году к власти вернулась Фианна Файл во главе с Хоуи. Чтобы сформировать правительство, Фианна Файл была вынуждена объединиться в коалицию с отколовшейся от неё в 1985 году Партией прогрессивных демократов. В выборах также принимала участие партия Шинн Фейн, политическое крыло ИРА, но не получила ни одного места в Дойле (ранее Шинн Фейн отказывалась признавать ирландский парламент и бойкотировала выборы). Новое правительство пошло на снижение государственных расходов, чем сыскало поддержку Фине Гал и прогрессивных демократов, в то время как Лейбористская партия критиковала выбранную программу. Избранные меры принесли положительный эффект, и к началу 1990-х года снизился уровень инфляции и безработицы, сократился бюджетный дефицит, а годовой рост экономики составлял около 5 %. Положительная тенденция сохранилась на протяжении всех 1990-х годов, чему способствовало развитие высокотехнологичного сектора.
В 1990 году президентом Ирландии была избрана Мэри Робинсон, которая стала первой женщиной на этом посту. Сменив на посту лидера Фианна Файл Хоуи, Альберт Рейнольдс также стал премьер-министром в 1992 году, возглавив коалицию с лейбористами. Выборы 1992 года были совмещены с референдумом по вопросу о праве на аборт, против которого резко возражала католическая церковь. Большая часть принявших участие в голосовании высказалась против искусственного прерывания беременности, но за разрешение женщинам выезжать за границу с этой целью.
Однако это правительство просуществовало недолго: уже в ноябре 1994 года в рядах коалиции вспыхнул конфликт, причиной которому стало назначение на пост председателя Верховного суда Гарри Уэлахана, который, будучи в должности генерального прокурора, запретил четырнадцатилетней девушке, забеременевшей в результате изнасилования, выехать в Великобританию с целью сделать аборт. Лейбористская партия выступала против назначения, в то время как остальные члены правительства поддерживали его. В итоге правительственная коалиция распалась, а Уэлахан подал в отставку. По решению парламента новым главой правительства стал председатель оппозиционной партии Фине Гал Джон Брутон. Было сформировано правительство левоцентристского толка, в состав которого вошли представители Фине Гал, лейбористов и Демократических левых. Новая власть объявила приоритетной задачей решение проблемы Северной Ирландии, а также обещала провести новый референдум по вопросу легализации абортов. В 1994 году ИРА заявила о прекращении вооружённой борьбы, что открыло возможность правительству Ирландии начать мирные переговоры с лидером протестантской общины Северной Ирландии Дэвидом Трэмблом. В декабре 1994 года премьер-министр Брутон вместе с британским премьер-министром Джоном Мейджором предложил провести переговоры о будущем Северной Ирландии и создании международной комиссии по изучению возможности разоружения противоборствующих сторон. Но в начале 1996 года ИРА возобновила свою террористическую деятельность, устроив взрыв в Лондоне. В июле 1996 года ирландские власти обвинили британскую сторону в провоцировании католиков Северной Ирландии и срыве процесса мирного урегулирования.
Период нахождения кабинета Брутона у власти также был отмечен экономическим ростом (с 1994 по 1997 годы наблюдался рост ВНП более чем на 20 %), снижением уровня безработицы на 4 % и низкими показателями инфляции. Несмотря на это, состоявшиеся в июне 1997 года выборы принесли поражение правящим силам, и у власти встала коалиция Фианна Файл и Прогрессивной демократической партии (ПДП), которые вместе имели 81 из 166 мест в парламенте. Правительство возглавил лидер Фианна Файл Б. Ахерн, а для получения абсолютного большинства объединённым силам была необходима поддержка семи независимых депутатов и единственного представителя Шинн Фейн (который впервые был избран в парламент страны).
Наиболее острой проблемой в Ирландии всё же оставался северо-ирландский вопрос. Основной упор в деятельности коалиционного правительства делался именно на разрешение этой проблемы. В 1997 году ИРА снова сложила оружие. 10 апреля 1998 года было подписано соглашение о мире в Северной Ирландии, а в декабре 1999 года из конституции были исключены притязания на Север Ирландии и создан совет министров Севера и Юга и Британо-Ирландский совет. В 1997 году президентом страны была избрана Мэри Ратрисия Макэлис, которая родилась и выросла в Северной Ирландии.
Внешнеполитический курс был ориентирован на более активное участие в международных делах, а также интенсификацию взаимодействия с основными международными блоками. В 1999 году Ирландия вступила в программу НАТО «Партнёрство ради мира», сохранив при этом политику неприсоединения к военным блокам. Следующие выборы, прошедшие в мае 2002 года, вновь принесли победу коалиции Фианна Файл и ПДП, которая теперь получила большинство в 89 из 166 мест в Палате представителей. В 2003 году на референдуме население страны поддержало решение Верховного суда о том, что родители и родственники ребёнка, рождённого на территории Ирландии, не являющиеся ирландцами, не получают автоматически ирландского гражданства. Эта мера была направлена на то, чтобы люди, не являющиеся гражданами ЕС, не пользовались такой возможностью для легализации своего статуса на территории Союза.
В конце 2004 — начале 2005 года отношения ирландского правительства с Шинн Фейн и ИРА резко ухудшились в связи с подозрениями в участии ИРА в махинациях по отмыванию денег. Правоохранительными органами был проведён ряд операций, включая облавы на известные штаб-квартиры ИРА с конфискацией крупных денежных сумм: официальные власти также обрушились с критикой на лидеров Шинн Фейн за их участие в координации деятельности ИРА (которую сами члены Шинн Фейн отрицали). Негативно на отношениях так называемого политического крыла ИРА с правительством также сказалось нежелание первых смягчить свои позиции по вопросу на переговорах, проходивших в 2004 году.
Позитивная тенденция тем не менее наметилась в 2005 году, когда в июле руководство ИРА дало согласие на окончательное разоружение под надзором двух наблюдателей — католического священника и бывшего главы ирландской церкви методистов. В сентябре ИРА официально заявила, что разоружение произошло, но отказалась предоставить какие-либо доказательства. Вследствие этого члены северо-ирландской Демократической юнионистской партии (ДЮП) со скептицизмом отнеслись к действиям ИРА и продолжали отказываться идти на контакт с Шинн Фейн для образования правительства в Северной Ирландии. В апреле 2006 года британский и ирландский премьер-министры Блэр и Ахерн поставили ультиматум северо-ирландским политическим силам: если до 24 ноября того же года правительство не будет сформировано, они грозились распустить Ассамблею Северной Ирландии, лишить политиков и чиновников их заработной платы и установить иную форму управления территорией. 8 мая 2007 года после пятилетнего перерыва, Северной Ирландии было возвращено самоуправление, и коалиционное правительство возглавил лидер партии большинства — ДЮП — Йэн Пэйсли, в то время как Мартин Макгиннес из Шинн Фейн занял пост его заместителя.
Экономический рост в Ирландии в начале 2000-х годов вывел страну на лидирующие позиции в Европе (по показателю ВВП на душу населения страна заняла 2-е место в ЕС), проблемы бедности были по большей части решены отток населения сократился, и, напротив, усилились иммиграционные потоки. Наконец Ирландия превратилась из страны — реципиента ЕС в страну-кредитора, а с начала 2007 года ирландский язык получил официальный статус рабочего языка в Евросоюзе. Несмотря на критику политики правительства, Ахерну удалось привести к победе партию Фианна Файл на выборах 2007 года. Он вновь возглавил коалиционное правительство, однако в мае 2008 года досрочно ушёл в отставку. Тогда же новым лидером партии Фианна Файл и премьер-министром Ирландии стал Брайан Коуэн.
В июне 2008 года граждане Ирландии в ходе общенационального референдума отвергли принятие Лиссабонского договора, который заменяет собой конституцию Евросоюзе (Ирландия — единственная из 27 стран ЕС, где одобрение Лиссабонского договора было вынесено на референдум).
← Назад | Ирландия во второй половине XX — начале XXI века | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Ирландии в 1975–2000 годах
- Язык
- Ирландия в древности и Средние века (до конца XII века)
- Ирландия в период утверждения английского господства (конец XII — конец XVII веков)
- Ирландия в XVII веке
- Ирландия в составе Соединённого Королевства
- Гражданская война в 1922–1923 годах
- Республика Ирландия
- Ирландия во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1973–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1966–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Ирландии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
В этой книге читатели вместе с автором совершат увлекательное путешествие по ...
В начале прошлого века русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев ...