Дания / Арктическая политика Дании
Промысловые и энергетические богатства (потенциальные углеводородные месторождения на арктическом шельфе) циркумполярного региона делают контроль над ним одной из главных задач для каждого из участников нового витка невоенного конфликта за ресурсы и геостратегическое влияние.
Дания, унаследовавшая норвежские окраинные владения (Исландию и Гренландию) в результате унии с Норвегией и последующего административного поглощения королевства, долгое время не осуществляла эффективного управления Гренландией. Только в середине XVII столетия к острову была отправлена датская экспедиция, подтвердившая, что территория представляет значительный интерес с точки зрения добычи меха и моржового клыка. Активное освоение этих ресурсов началось после 1720 года, когда для Гренландии и Фарерских островов был назначен общий губернатор.
В 1921 году Дания официально установила контроль над Восточной Гренландией, где датское присутствие было традиционно слабым и отмечалась высокая промысловая активность норвежцев.
Десять лет спустя группа норвежцев провозгласила норвежский суверенитет над востоком Гренландии, ссылаясь как на то, что остров долгое время принадлежал Норвегии, так и на более ощутимое присутствие норвежских промысловиков в этой части острова. Вскоре эта инициатива была поддержана властями Норвегии, что вызвало трения с Данией. Действия норвежской стороны не получили одобрения международного сообщества, и по решению Постоянной палаты Международного правосудия оккупация была прекращена с установлением суверенитета Дании над всей территорией острова.
Значимость Гренландии для исследований погоды в Северной Атлантике, где курсировали полярные конвои союзников, осознавалась обеими враждующими коалициями в годы Второй мировой войны. ВС нацистской Германии неоднократно предпринимали попытки создания на территории острова постоянно действующих метеорологических станций, чему с переменным успехом препятствовали американские и датские патрули (долгое время немецким подразделениям всё же удавалось передавать командованию необходимую информацию).
В 1980–1988 годах существовал спор между Данией и Норвегией из-за пределов лова рыбы на участке между норвежским островом Ян-Майен и Гренландией, для разрешения которого пришлось прибегнуть к помощи Международного суда.
Глобальное потепление и новейшие научные исследования привели к переходу конфликта в северных широтах на качественно новый уровень. После появления информации о постепенном таянии гренландского ледового покрова заинтересованным сторонам стало ясно, что район, где находятся Гренландия и северные территории Канады, может в перспективе стать зоной активной и уже не осложнённой экстремальными природными условиями эксплуатации природных ресурсов. Кроме того, у канадской стороны возникла потребность практически с нуля выстраивать систему безопасности на севере, которая исторически была незначительной ввиду возможности получать в годы «холодной войны» необходимую информацию от США в рамках НАТО. Подобный сценарий невозможен в случае конфликта с Гренландией и Данией, который будет носить невоенный характер, но потребует чёткого представления о местонахождении датских кораблей, осуществляющих освоение ресурсов региона и, возможно, нарушающих интересы Канады.
В связи с этим на первый план вышел давний территориальный спор о необитаемом острове Ханс, находящемся между территорией Гренландии и северным канадским островом Элсмир. Данный остров приобретает стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать пролив Нарес, разделяющий Канаду и Гренландию на этом участке.
Пограничное размежевание 1973 года не определило принадлежность острова, что создало повод для возникновения напряжённости в дальнейшем: в 1984 году датским министром по делам Гренландии на острове был установлен датский флаг (в 1988, 1995, 2002 и 2003 годах аналогичные действия совершили и другие представители датской стороны), а в 2005 году представители канадских ВС водрузили там флаг Канады.
О серьёзности намерений говорит тот факт, что в 2007 году Канада приняла решение закупить от шести до восьми патрульных кораблей для наблюдения за островом и прилегающими территориями. Не исключён вариант урегулирования спора, при котором стороны разделят остров Ханс пополам.
Дания придерживается подхода, согласно которому территория Арктики должна быть разделена между государствами региона исходя из длины береговой линии каждого из них, поскольку в таком случае появляется возможность использовать все преимущества протяжённой береговой линии Гренландии.
В настоящее время Дания (представляющая интересы Фарерских островов), Исландия, Великобритания и Ирландия участвуют в затяжном споре относительно статуса необитаемой скалы Роколл в Атлантическом океане и континентального шельфа в её окрестностях. Указанные страны, за исключением Великобритании, не претендуют собственно на скалу, поскольку отсутствие там постоянного населения исключает, согласно Конвенции ООН по морскому праву, возможность использовать её для выдвижения претензий на расширение исключительной экономической зоны за счёт прилегающих к ней вод.
Вместе с тем Исландия, Дания и Ирландия заинтересованы в эксплуатации ресурсов континентального шельфа в зоне скалы. Конфликт не носит силового характера и по состоянию на конец 2008 года урегулирован не был.
← Назад | Арктическая политика Дании | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Дании в 1975–2000 годах
- Язык
- Дания до заключения Кальмарской унии
- Кальмарская уния
- Дания в XVII–XIX веках
- Дания в первой половине XX века
- Современная Дания
- Конституционные основы, характеристика форм правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (монархи) в 1947–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Дании в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Создаваемая в Дании добавленная стоимость по секторам на 2007 год
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Структура внешней торговли Дании в 2006 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Сельское хозяйство
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях
- Европейская интеграция
- Атлантическое направление и НАТО
- Североевропейский регион
- Отношения с развивающимися странами
- Арктическая политика Дании
- Отношения с Российской Федерацией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
Книга для интересующихся географией, историей и исторической географией ...
В книге доктора наук С. Ивченко рассказывается об экологии растений, ...