Дания / Сельское хозяйство
Сельское хозяйство издавна было предметом международной специализации Дании. Датские фермеры, которые составили в 2008 году менее 3 % от числа занятых (датская статистика объединяет фермеров с рыболовами и занятыми в горнорудной промышленности), производят объем продукции, достаточный, чтобы прокормить 15 миллионов человек. Несмотря на то что доля АПК в ВВП в настоящий момент очень мала, сельскохозяйственные угодья до сих пор занимают 65 % территории страны. Дания является крупным мировым поставщиком продуктов питания (особенно свинины и изделий из неё), причём в статистике экспорта они учитываются как продукция обрабатывающей (пищевой) промышленности.
Особенностью датской экономики является то, что большинство предприятий относится к малым и средним. Аналогичную картину можно наблюдать и в других развитых странах. Доля предприятий с числом занятых более 100 человек в Дании составляет не более 30 %, из которых лишь незначительная часть относится к действительно крупным. Это делает экономику Дании очень гибкой и способной быстро реагировать на различные рыночные импульсы, однако сдерживает развитие многих секторов из-за невозможности использовать эффекты расширения масштабов производства.
Государство в Дании играет значительную роль, особенно в социальной сфере: в системе здравоохранения, образования, в регулировании трудовой сферы. Правительство принимает также активное участие в поддержке конкурентоспособности экономики и проведении промышленной политики.
Датское государство в своё время заложило основы промышленного развития страны путём создания эффективной транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, однако государственная собственность почти не использовалась непосредственно в производственном секторе или в финансово-банковской сфере. В конце XIX века в государственной собственности оказались все железные дороги страны, после чего государство сосредоточило в своих руках владение морскими, а позднее и воздушными портами. В 1970-е году, когда началось освоение нефтегазовых месторождений Северного моря, была создана государственная компания «Донг» (Dortg), обладающая монополией на транспортировку, хранение и продажу природного газа в Дании.
В настоящее время многие датские государственные компании полностью или частично приватизированы. В основном государственная собственность по-прежнему представлена инфраструктурой, а также энергетикой. В собственности государства полностью или частично находятся морской и воздушный порты Копенгагена, почтовая служба, ряд компаний, занимающихся авиаперевозками, компания по торговле недвижимостью, выставочный центр, лотерея, железные дороги. Государству принадлежит примерно треть акций, котируемых на фондовой бирже Копенгагена.
Доля занятых в общественном секторе Дании выросла с 8 % в 1950 году до 35,4 % в 2007 году, что сыграло свою роль в поддержании занятости. Государство обеспечивает бесплатное медицинское обслуживание всех граждан Дании (исключение составляют услуги дантиста; есть также некоторые ограничения на оплату лекарств). Больницы, в которые могут обращаться датчане, также являются государственными, хотя в отдельных случаях разрешается посещение частных клиник при условии компенсации расходов. Затраты на поддержание этой системы покрываются налогами. Многие специалисты считают, что государственный характер системы здравоохранения не мешает ей быть эффективной, потому что руководство и ответственность за качество услуг переданы на нижний уровень власти, непосредственно соприкасающийся с нуждами датчан.
Образовательная система также предполагает полностью бесплатное образование для граждан Дании. Плата взимается только за некоторые формы обучения для взрослых (к примеру, второе высшее образование). Датские студенты и даже школьники старших классов имеют возможность воспользоваться льготными государственными кредитами, если таковые необходимы для продолжения образования выше законодательно закреплённого минимума.
Пенсионная система тоже финансируется преимущественно из бюджета страны. По достижении 65 лет гражданин Дании получает гарантированную государственную пенсию, которая одинакова для всех. Вторая часть пенсии зависит от размера получаемого в течение жизни дохода. Третью часть получают лишь те пенсионеры, которые в годы трудовой деятельности самостоятельно делали пенсионные сбережения или заключали коллективный договор на формирование пенсии с работодателем.
Правительство Дании активно регулирует рынок труда, воздействует на рынок недвижимости, осуществляет меры по стимулированию экономики, особенно в сфере научных исследований, а также содействует экспансии бизнеса на внешние рынки. Важнейшим каналом воздействия служит законодательная деятельность.
Датская модель управления рынком труда получила название «флексикьюрити» (flexicurity; смысл английского названия можно передать словосочетанием «гибкая безопасность»). В соответствии с ней при увольнении или найме персонала предприятия не встречают никаких законодательных препятствий, однако государство осуществляет щедрую программу поддержки безработных, которая заключается не только в выделении пособий, но и в создании условий и стимулов для поиска работы и получения новой квалификации, если этого требует рынок. Система обходится налогоплательщикам достаточно дорого, однако позволяет бизнесу эффективно управлять персоналом. Вместе с тем она не позволяет решить проблему долгосрочной безработицы.
Основными внешнеторговыми партнёрами Дании являются страны ЕС (в особенности Германия, Швеция, Великобритания, Норвегия), США, Китай (2006 год).
← Назад | Сельское хозяйство | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Дании в 1975–2000 годах
- Язык
- Дания до заключения Кальмарской унии
- Кальмарская уния
- Дания в XVII–XIX веках
- Дания в первой половине XX века
- Современная Дания
- Конституционные основы, характеристика форм правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (монархи) в 1947–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Дании в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Создаваемая в Дании добавленная стоимость по секторам на 2007 год
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Структура внешней торговли Дании в 2006 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Сельское хозяйство
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях
- Европейская интеграция
- Атлантическое направление и НАТО
- Североевропейский регион
- Отношения с развивающимися странами
- Арктическая политика Дании
- Отношения с Российской Федерацией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
Великие личности творят историю, и их имена становятся символами эпох. Книги ...
Авторы, геофизик и историк, используя богатейший материал древнерусских ...