Дания / Конституционные основы, характеристика форм правления
Конституционная история Дании берет начало в 1849 году, когда на волне подъёма революционного движения в Европе король Фредерик VII подписал конституционный акт, в соответствии с которым власть монарха была значительно ограничена, а политическое устройство страны преобразовано на основе демократических принципов. Впервые в стране был сформирован парламент, состоявший из двух палат (фолькетинга и ландстинга).
В 1855 году в силу вступила новая конституция, главной задачей которой было закрепление статуса герцогств Шлезвиг и Гольштейн. Конституция 1866 года, принятая в условиях усиления консерватизма после поражения страны в датско-прусской войне, повышала имущественный ценз, необходимый для участия в выборах, а также отменяла некоторые демократические положения.
После многолетней борьбы за дальнейшую демократизацию государственного устройства в 1915 году была принята новая редакция конституции: вводилось всеобщее избирательное право (ранее права голоса не имели женщины и наёмные работники), отменялись привилегии для более зажиточных граждан, а также вводился механизм дополнительных депутатских мандатов.
Разработка ныне действующей конституции началась сразу после окончания Второй мировой войны, однако окончательный вариант был подготовлен лишь к 1953 году. Основной закон вступил в силу 5 июня 1953 года и содержал такие новшества, как упразднение верхней палаты (ландстинга), формирование правительства исключительно на парламентской основе, право престолонаследия по женской линии, введение института омбудсмена, расширение гражданских прав, изменение статуса Гренландии (она была преобразована в датский амт).
Помимо самой конституции к конституционным актам относится закон о престолонаследии от 27 марта 1953 года.
Конституция устанавливает в качестве формы правления конституционную монархию, подтверждает принцип разделения властей и закрепляет Евангелическую лютеранскую церковь в качестве государственной.
Права и свободы, зафиксированные в датской конституции, согласно общепринятой классификации, можно разделить на личные (неприкосновенность личности и жилища, соблюдение прав лиц, находящихся под стражей), политические (право на свободное выражение мыслей, на создание общественных объединений, проведение общественных собраний, активное и пассивное избирательное право), а также экономические и социальные (неприкосновенность частной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право всех трудоспособных членов общества на работу, право на социальную помощь государства, право на бесплатное начальное образование).
Датская конституция является жёсткой с точки зрения процедуры внесения поправок. Согласно ст. 88, если «фолькетинг [парламент] принимает законопроект с целью принятия нового конституционного положения и правительство желает его принятия, издаётся указ о новых выборах фолькетинга. Если законопроект принимается фолькетингом нового состава без изменений, он передаётся в течение шести месяцев после принятия на референдум для утверждения или отклонения... Если большинство участвующих в голосовании, но не менее 40 % от общего числа избирателей, голосует за поддержку законопроекта, принятого фолькетингом, и законопроект получает одобрение монарха, он становится неотъемлемой частью настоящей Конституции».
Сложный порядок внесения поправок в Основной закон является одной из причин того, что до настоящего времени текст датской конституции не претерпел никаких изменений. Проведение референдума необходимо также в том случае, если участие страны в деятельности международных организаций затрагивает национальный суверенитет. Без поддержки 5/6 депутатов фолькетинга инициатива выносится на референдум. Допускается также так называемое рекомендательное всенародное голосование.
← Назад | Конституционные основы, характеристика форм правления | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Дании в 1975–2000 годах
- Язык
- Дания до заключения Кальмарской унии
- Кальмарская уния
- Дания в XVII–XIX веках
- Дания в первой половине XX века
- Современная Дания
- Конституционные основы, характеристика форм правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (монархи) в 1947–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Дании в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Создаваемая в Дании добавленная стоимость по секторам на 2007 год
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Структура внешней торговли Дании в 2006 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Сельское хозяйство
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях
- Европейская интеграция
- Атлантическое направление и НАТО
- Североевропейский регион
- Отношения с развивающимися странами
- Арктическая политика Дании
- Отношения с Российской Федерацией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
Книга видного зарубежного географа, профессора Цюрихского университета Г. Бёша ...
Справочник предназначается для широкого круга читателей, интересующихся Японией ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года ...