Грузия / Разделение и взаимодействие ветвей власти
Конституция Грузии предусматривает разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Однако президентская власть является явно доминирующей над другими ветвями власти, и президент имеет существенные полномочия в отношении всех ветвей власти. В целом система разделения властей в Грузии малоэффективна в силу слабости системы сдержек и противовесов, хотя все ветви власти формально имеют независимые источники формирования и поддержания.
Высший представительный орган Грузии — парламент, который «осуществляет законодательную власть, определяет основные направления внешней и внутренней политики страны, в установленных конституцией пределах контролирует деятельность правительства и осуществляет другие полномочия» (ст. 48). Парламент формируется по результатам всеобщих прямых выборов; его полномочия ограничены 4 годами (если не будет распущен раньше). Президент имеет право распустить парламент (или принять решение об отставке правительства) в случае, если парламент не смог принять в течение трёх месяцев представленный бюджет с соблюдением соответствующего порядка. Также возможность роспуска предусматривается, если парламент повторно выражает недоверие правительству (в этом случае президент может или распустить парламент, или отправить правительство в отставку).
Если состав правительства и правительственная программа трижды подряд не получили доверия парламента, президент Грузии в 5-дневный срок выдвигает новую кандидатуру на должность премьер-министра или назначает премьер-министра без согласия парламента, а премьер-министр также в 5-дневный срок назначает министров с согласия президента Грузии. В этом случае президент Грузии распускает парламент и назначает внеочередные выборы. Парламент не может быть распущен президентом только в следующих случаях: а) в течение шести месяцев после проведения парламентских выборов; б) при осуществлении парламентом полномочий, определённых ст. 63 конституции (при возбуждении процедуры отрешения президента от власти); в) во время действия чрезвычайного или военного положения; г) в течение последних 6 месяцев срока полномочий президента Грузии.
Президент Грузии является главой государства и главнокомандующим вооружёнными силами страны. Он избирается всенародным голосованием на 5 лет с возможностью быть переизбранным ещё на один срок. Президент назначает премьер-министра, даёт согласие премьер-министру на назначение членов правительства — министров. Президент Грузии правомочен приостанавливать или отменять акты правительства и учреждений исполнительной власти, если они противоречат конституции Грузии, международным договорам и соглашениям, законам Грузии и нормативным актам президента. Президент может распустить парламент Грузии.
Правительство в Грузии ответственно перед президентом и парламентом (ст. 78). Последнее положение предусматривает то, что премьер-министр по требованию парламента представляет ему отчёт о ходе исполнения правительственной программы.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного контроля, правосудия и в установленных законом иных формах (ст. 82). Конституция предусматривает довольно значительные полномочия судебной власти и гарантирует независимость судей.
Право законодательной инициативы, согласно ст. 67 конституции, принадлежит президенту Грузии (лишь в исключительных случаях), правительству, члену парламента, парламентской фракции, комитету парламента, высшим представительным органам Абхазской автономной республики и Аджарской автономной республики, не менее чем 30 000 избирателей.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Грузия в древности
- Грузия в Средние века и Новое время
- Грузия в составе Российской империи (XIX — начало XX века)
- Грузия в 1917–1921 годах
- Грузия в составе СССР
- Независимая Грузия
- «Революция роз» и приход к власти М. Саакашвили
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры и государственные министры) в 1990–2010 годах
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт в Абхазии
- Конфликт в Южной Осетии
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2008 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Грузии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Грузии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2002–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...
Издание пятое. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1911 ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...