Азербайджан / Особенности исполнительной власти
Ветви исполнительной власти Республики Азербайджан посвящена глава VI конституции. Согласно ст. 99, исполнительная власть принадлежит президенту, который избирается на 5-летний срок путём всеобщих, прямых и равных выборов при свободном, личном и тайном голосовании большинством более половины голосов участвующих в выборах (ст. 101).
Президент Азербайджанской Республики, которому принадлежит исполнительная власть, согласно ст. 109, имеет следующие полномочия: назначает выборы в милли меджлис; представляет на утверждение милли меджлиса государственный бюджет; утверждает государственные экономические и социальные программы; с согласия милли меджлиса назначает на должность премьер-министра, а также освобождает его от должности; назначает на должность и освобождает от должности членов кабинета министров; в необходимых случаях председательствует на заседаниях кабинета министров; принимает решение об отставке кабинета министров; создаёт центральные и местные органы исполнительной власти в пределах расходов, предусмотренных для исполнительной власти государственным бюджетом; отменяет постановления и распоряжения кабинета министров Азербайджанской Республики и кабинета министров Нахичеванской автономной республики, акты центральных и местных органов исполнительной власти; вносит представления в милли меджлис о назначении на должность судей Конституционного суда, Верховного суда и апелляционных судов, назначает на должность судей других судов; вносит представления в милли меджлис о назначении на должность и освобождении от должности членов правления Национального банка; назначает на должность и освобождает от должности высший командный состав вооружённых сил; формирует исполнительный аппарат президента и назначает его руководителя; заключает межгосударственные и межправительственные договоры, представляет в милли меджлис для ратификации и денонсации межгосударственные договоры, подписывает указы о ратификации международных договоров; назначает референдум; подписывает и издаёт законы; объявляет общую или частичную мобилизацию, а также демобилизацию; объявляет чрезвычайное и военное положение; с согласия милли меджлиса объявляет войну и заключает мир; в исполнительном порядке решает другие вопросы, не отнесённые конституцией к ведению милли меджлиса и судебных органов Азербайджанской Республики и другое.
Полномочия президента в законодательной сфере определяются ст. 110 конституции. Так, если закон вызывает возражения президента, то он, не подписав закон, в указанный срок может возвратить его вместе со своими возражениями в милли меджлис. Если президент не подпишет конституционные законы, то они не вступают в силу. Если милли меджлис вновь примет большинством в 95 голосов законы, принятые ранее большинством в 83 голоса, и большинством в 83 голоса законы, принятые ранее большинством в 63 голоса, то эти законы вступают в силу после повторного голосования (требования к числу голосов по данным законам устанавливаются статьями 94 и 95).
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Азербайджан в древности и Средние века
- Закавказские ханства в составе Российской империи
- Азербайджанская Демократическая Республика (1918–1920 годы)
- Азербайджан в составе СССР
- Азербайджан на рубеже XX и XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1990–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2012 годах
- Кабинет министров
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в милли меджлисе по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Азербайджана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Азербайджана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1999–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Настоящая работа является естественным продолжением книги автора «Климат ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...