Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Великобритания / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Великобритания является членом ООН (с 1945 года), имеет статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и состоит в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и других). Великобритания — член ЕС (с 1973 года), НАТО, «Большой восьмерки», Содружества, ОБСЕ, СЕ, ОЭСР, ВТО и других организаций. Кроме того, она участвует в работе ряда региональных банков реконструкции и развития (Африканского, Европейского, стран Карибского бассейна, Латиноамериканского, Азиатского), Европейского инвестиционного банка, Парижского и Лондонского клубов-кредиторов. Великобритания играет ключевую роль в принятии различных коллективных решений в рамках этих международных экономических и финансовых организаций.

Великобритания стремится закрепить за собой ведущую роль в мировой политике, определять ход международных событий во взаимоотношениях Восток — Запад. Во многом благодаря деятельности Маргарет Тэтчер Великобритании удалось вернуться на те позиции в мире, которые она уступила в 1950–1960-х годах. Жёсткий внешнеполитический курс Тэтчер (победа в Фолклендской войне) и опора на «особые отношения» с США превратили Великобританию в наиболее влиятельную страну в Западной Европе. Великобритания оказывала по возможности безоговорочную поддержку США в тех вопросах, которые для других партнёров Вашингтона представлялись спорными, например силовые акции на Ближнем Востоке, конфронтационный подход к СССР, гонка вооружений. В ответ Великобритании удалось обеспечить модернизацию собственных ядерных сил, получить крупномасштабную помощь в Фолклендской войне. В 1990-х годах состоялось «второе открытие» Великобританией Латинской Америки. В эти годы активизировалась британская политика и в Азии. Лондон стал «главными воротами» для потока японских инвестиций в ЕС. Одновременно политика на европейском направлении не давала ощутимых результатов. Из-за бескомпромиссной позиции Тэтчер Великобритания оказалась в изоляции в ЕЭС.

С приходом к власти лейбористов внешняя политика стала более открытой и «этичной». Автором последнего критерия был министр иностранных дел Робин Кук. Однако и лейбористам не удалось решить проблему присоединения к европейскому экономическому и валютному союзу. Неучастие в Экономическом и валютном союзе (ЭВС) в рамках ЕС исключает реализацию поставленной Тони Блэром цели — вернуть Великобритании лидерство в ЕС. Премьер попытался «сыграть» на другом поле, выдвинув в 1998 году в Сен-Мало инициативу о формировании оборонной составляющей ЕС и впоследствии развив её. Однако практический эффект этой инициативы оказался минимален — на саммите в Ницце в 2000 года обнаружились существенные противоречия между Францией и Великобританией относительно роли и статуса будущих общеевропейских сил.

В отношениях с Китаем, стремительно превращающимся в одну из лидирующих стран мира, Лондон активно применяет тактику маневрирования между линией на осуждение нарушений прав человека (в частности, осуждение действий КНР во время беспорядков в Тибете в марте 2008 года) и поддержанием стратегического диалога. Правительство консерваторов имело серьёзные разногласия с Пекином из-за Гонконга, лейбористы, напротив, всячески стремятся к нормализации и улучшению отношений с КНР во всех областях, также используя тактику маневрирования. На Ближнем Востоке роль Великобритании в урегулировании арабо-израильского конфликта остаётся незначительной.

После 11 сентября 2001 года внешняя политика Великобритании характеризуется открытым участием в вооружённых конфликтах в Афганистане и Ираке на стороне США. Активная поддержка линии Вашингтона в рамках международной антитеррористической коалиции базируется на понимании того, что без помощи США Великобритания не сможет обеспечить свои интересы в регионах за пределами Европы, модернизировать стратегические ядерные силы. Страна также лишится поставок современной военной техники, доступа к разведывательной информации особой важности. Прежнее стремление с помощью «особых отношений» с США получить рычаг для влияния на американскую внешнюю политику отходит на второй план. Следует отметить, что Великобритания в последние десятилетия добивается военного успеха только в коалициях, возглавляемых США (косовский кризис 1999 года, первая и вторая войны в Персидском заливе, операции в Афганистане).

Результаты более чем пятилетнего пребывания британских военнослужащих в Ираке свидетельствуют о неэффективности политики Лондона на этом участке ближневосточного направления. Значительный удар нанесён по заявленной способности Великобритании защищать национальные интересы вне пределов страны, лично по премьер-министру Блэру (его заявления о наличии в Ираке оружия массового уничтожения и о содействии Багдада международному терроризму не подтвердились). Выявились недостатки в поддержке американского внешнеполитического курса без просчёта последствий. Военное присутствие на Среднем Востоке не способствует созданию благоприятного образа страны в глазах мусульманского мира, способствует превращению Великобритании в мишень для террористических атак. Крупнейшая из них произошла 7 июля 2005 года, погибли 52 мирных жителя и 4 террориста-смертника. Провалом закончились неоднократные попытки совместно с США привлечь к контрпартизанским операциям в Ираке значимые (более 20 тысяч человек) контингенты других государств. К положительным итогам (не военного, а экономического плана) можно отнести допуск британских компаний к контрактам по восстановлению Ирака.

Фундаментальные военно-политические установки не претерпели изменения после окончания холодной войны. Применение силы в ограниченном масштабе по-прежнему рассматривается руководством страны в качестве козыря в дипломатической игре. Великобритания сыграла важную роль в осуществлении миротворческих операций в Боснии, Руанде, Анголе. Важный вклад страна вносит в НАТО, в частности, в формирование объединённого армейского корпуса сил быстрого реагирования альянса. В глобальном масштабе продолжает действовать британский Королевский военно-морской флот.

После распада Советского Союза новая Россия стала восприниматься в Соединённом Королевстве как важный, но не ключевой внешнеполитический партнёр. Оба государства по ряду ключевых параметров стали сопоставимы, что послужило стимулом для развития двухстороннего сотрудничества. В первый раз Англия и Россия «открыли» друг друга во времена Ивана Грозного; после окончания холодной войны произошло второе «открытие». Сегодня Великобритания и Россия активно взаимодействуют в Совете Безопасности ООН, «Большой восьмёрке», в европейских делах, в отношениях с НАТО, в решении ряда глобальных проблем. Великобритания декларирует свою заинтересованность в стабильном и предсказуемом развитии двусторонних отношений, демонстрирует готовность содействовать интеграции России в мировую экономическую систему.

Договорно-правовую основу двусторонних отношений составляют: российско-британская декларация «Партнёрство на 90-е годы», подписанная в Лондоне 30 января 1992 годы, и основной российско-британский документ политического характера — Договор о принципах отношений от 9 ноября 1992 года. В его развитие к настоящему времени заключено почти два десятка соглашений, регулирующих практическое сотрудничество в различных областях.

Важнейшей составляющей двусторонних отношений являются контакты на высшем уровне. Свою первую зарубежную поездку новый глава Российского государства В. В. Путин совершил в Великобританию. С 2000 года состоялись 22 встречи российского президента с премьер-министром Т. Блэром (последняя — в июне 2007 года в Хайлигендамме в рамках саммита «Большой восьмёрки» в ФРГ). В июне 2003 года В. В. Путин посетил Великобританию с государственным визитом. Первая встреча между президентом России Д. А. Медведевым и Г. Брауном прошла в Тояко на острове Хоккайдо (Япония) в рамках саммита «Большой восьмёрки» в июле 2008 года.

В октябре 1994 года прошёл первый в истории двусторонних отношений официальный визит в Россию королевы Елизаветы II. 13–16 июля 2003 года состоялся визит в Россию наследника британского престола принца Уэльского Чарльза, являвшегося патроном британской программы празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Помимо Санкт-Петербурга, он побывал на Соловецких островах. 8–11 мая 2005 года в Мурманске для участия в праздничных мероприятиях в связи с 60-летием Победы находился принц Эндрю (сын королевы Елизаветы II). Одновременно в Мурманск приехали более 300 британских ветеранов арктических конвоев. Ежегодно в Россию наносит частные визиты принц Кентский.

Главной темой британо-российских переговоров в середине 1990-х годов было расширение НАТО на Восток. Не являясь инициатором этой идеи, Великобритания считала расширение «скорее неизбежным, нежели желательным» процессом. Она выступила за то, чтобы главной целью этого процесса было не ослабление, а укрепление европейской безопасности параллельно с расширением ЕС, чтобы новые члены принимались в альянс на индивидуальной основе, а не группами. В то же время Лондон полагал, что расширение НАТО не должно вызывать отчуждения Москвы.

Получили развитие двусторонние военные связи. Неоднократно проводились встречи министров обороны двух стран. С 1995 года Великобритания оказывала помощь в переподготовке российских военнослужащих, увольняющихся из армии. Первоначально был открыт центр переподготовки в Ростове-на-Дону, затем центры в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге и Владивостоке. К 2004 году курсы прошли 20 тысяч офицеров.

Курс на развитие партнёрских отношений продолжил Т. Блэр. В начале нового столетия по инициативе британской стороны были активизированы разоруженческие программы. Так, в 2000 году Великобритания объявила о выделении 84 миллионов фунтов стерлингов на трёхлетнюю программу содействия в области ядерного разоружения в республиках бывшего Советского Союза и странах ЦВЕ. В июле 2002 года Т. Блэр заявил о выделении на протяжении 10 лет около 750 миллионов фунтов стерлингов. на решение вопросов ядерного разоружения и уничтожения арсеналов химического оружия. Это стало вкладом Великобритании в предложенное странами «Большой восьмёрки» на саммите в Кананаскисе глобальное партнёрство против распространения ОМП. Одним из приоритетных направлений данной программы является утилизация отработанного ядерного топлива (ОЯТ) с более 100 российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Северного и Тихоокеанского флотов в 1990-х годов, и атомных ледоколов. В рамках этого направления в Мурманске было построено береговое хранилище для ОЯТ, ставшее первым объектом подобного рода в России. Сооружение хранилища велось с осени 2003 года, церемония открытия состоялась 29 сентября 2006 года.

В феврале 2003 года министр обороны РФ С. Б. Иванов и генеральный секретарь НАТО Дж. Робертсон подписали рамочный документ по спасению экипажей аварийных ПЛ. Благодаря этому существенно упростилась координация в ходе спасательных операций на море. В частности, стало возможным успешное взаимодействие российских и британских военно-морских специалистов при спасении в Беринговом море затонувшего батискафа АС-28 «Приз» ВМФ России 4 августа 2005 года. Через трое суток с помощью британского подводного аппарата «Скорпион» батискаф АС-28 всплыл на поверхность, все члены экипажа остались живы.

Тематика переговоров стала смещаться в сторону экономических отношений, в частности, привлечения британских инвестиций в российскую экономику. Другой важной темой в первой половине 2000-х годов являлась проблема сохранения стратегической стабильности в свете мероприятий США по созданию национальной ПРО. Великобритания поддержала намерение России войти в ВТО. Стремясь не допустить ухудшения отношений в связи с расширением НАТО, Блэр выступил с идеей обсуждения вопросов безопасности на равноправной основе и перевода сотрудничества альянса с Россией в формат «двадцатки». Двусторонние отношения не обходились без негативных аспектов. Помимо несовпадения позиций по Ираку, острые разногласия возникли в связи с предоставлением Великобританией политического убежища российскому олигарху Б. Березовскому, а также эмиссару чеченских сепаратистов А. Закаеву.

Отношения между Великобританией и Россией в политической плоскости переживают в настоящее время не лучшие времена. В июле 2007 года британское правительство под предлогом отказа Москвы сотрудничать в так называемом «деле Литвиненко» объявило о введении в отношении России ряда недружественных мер, направленных на сворачивание двустороннего сотрудничества по целому ряду направлений. Вслед за решением о высылке из Великобритании четырёх российских дипломатов официальный Лондон объявил об ограничении сотрудничества с Россией в визовой сфере, в области военно-технического сотрудничества, а также заморозил контакты с ФСБ России, что поставило под угрозу сложившийся в предшествующие годы эффективный формат двустороннего взаимодействия в контртеррористической деятельности.

Ответные меры российской стороны включали в себя высылку из России четырёх сотрудников британского посольства, сворачивание сотрудничества между спецслужбами, в том числе в вопросах борьбы с терроризмом. Замораживалась работа над соглашением о культурно-информационных центрах. Было объявлено о временной приостановке подачи взаимных визовых запросов для представителей государственных структур двух стран до прояснения британской стороной заявлений об ужесточении визового режима для российских официальных представителей. После получения необходимых разъяснений из британского посольства визовый «мораторий» был снят. Лондон подверг жёсткой критике действия российской стороны в Южной Осетии в августе 2008 года, что привело к дальнейшему охлаждению политических отношений.

Британо-российское торгово-экономическое сотрудничество сохраняет устойчивую положительную динамику. В 2007 году товарооборот между странами вырос на 18,4 % и составил 16,6 миллиарда долларов США. Из них российский импорт — 5,6 миллиарда долларов США, российский экспорт — 11 миллиардов долларов США. Текущие инвестиции Великобритании в российскую экономику за 2007 год выросли в 3,7 раза и составили 26,3 миллиарда долларов США. По итогам 2008 года внешнеторговый оборот между Великобританией и Россией составил около 22,5 миллиарда долларов США.

Британский капитал занимал ведущие позиции в таких сферах деятельности, как нефтедобыча и переработка, металлургическое производство, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта, коммунальные и социальные услуги. В 2007 году 57 % (2,1 миллиарда долларов США) всех иностранных портфельных инвестиций в Россию поступили из Великобритании. Она занимает третье место после Кипра и Нидерландов по объёму текущих капиталовложений в экономику РФ. Всего на 1 января 2008 года накопленные британские инвестиции в России составили 29,3 миллиарда долларов США, или 13,3 % всех накопленных иностранных инвестиций. Объем накопленных российских инвестиций в британской экономике достиг 1 миллиарда долларов США.

Одним из инструментов двустороннего сотрудничества является учреждённый в 1992 году Межправительственный российско-британский комитет по торговле и инвестициям (МКТИ).

Лондон превратился в одну из ведущих «площадок» для деятельности российских предпринимателей за рубежом. Российские компании — это треть первичных размещений на Лондонской фондовой бирже (ЛФБ). К середине 2007 года в Великобритании торговались акции более сорока российских компаний, общая капитализация которых превысила 500 миллиардов долларов США. В 2006 году благодаря первичному размещению акций на ЛФБ российский бизнес привлёк 20 миллиардов долларов США.

Великобритания как до, так и после потери империи, руководствовалась принципом «временных союзников» и «постоянных интересов», не связывала себя обязательствами по участию в союзах там, где это не было для неё жизненно необходимо. Параллельно с середины XX века имеется внешнеполитическая константа — «особые отношения» с США. После окончания холодной войны Россия и Великобритания выступали одновременно как партнёры и как конкуренты. По существу, Лондон и Москва применяли друг к другу прагматичную формулу «умеренного вовлечения».


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Страны и народы. Происхождение названий / Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Содержит экслибрис. Откуда произошли названия современных государств? Как они соотносятся с названиями народов? Почему в русском языке есть двойные названия для одной и той же страны: Великобритания (Англия), Нидерланды (Голландия)? Эти и многие другие вопросыСтраны и народы. Происхождение названий
Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Содержит экслибрис. Откуда произошли ...
Арктические путешествия россиян / В книге воссоздаётся картина отечественных исследований на севере России с начала до 60-х годов прошлого века. Автор показывает становление и развитие научных представлений о Северном Ледовитом океане, по-новому освещает важнейшие историко-географические вопросы: о северном проходе между АтлантическАрктические путешествия россиян
В книге воссоздаётся картина отечественных исследований на севере России с ...
Завоевание Севера / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Завоевание Севера
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...