Ватикан / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты, отношения с Россией
Как и в случае с межгосударственными связями на двустороннем уровне, членство или другой статус в той или иной международной организации принадлежит не собственно Ватикану, а Святому Престолу. Его участие в таких структурах, как ООН, стабильно является основанием для критики, поскольку католическая церковь является единственным религиозным институтом, имеющим возможность отстаивать свои интересы на межгосударственном уровне.
Участие Святого Престола в работе международных организаций осуществляется в формате постоянного наблюдателя (ООН, ЮНЕСКО, ВТО, ВОЗ, ФАО, ОАГ, АС и других), неофициального наблюдателя (ИКАО и др. ) и полноправного членства (МАГАТЭ, ЮНИДРУА, Международный почтовый союз и другие).
Иностранные государства поддерживают дипломатические отношения не с Ватиканом как государством, а со Святым Престолом — руководством католической церкви. Вместе с тем, поскольку Ватикан является одним из важнейших инструментов католической церкви, разделить интересы церкви и церковного государства на практике невозможно.
Ватикан не является членом Европейского союза, не планирует присоединяться к нему и не рассматривается руководством самого ЕС как потенциальный кандидат на вступление. Вместе с тем государство-город использует евро в качестве валюты и наделено правом чеканки собственной монеты евро.
Одним из фундаментальных моментов в отношениях Святого Престола и европейских государств как в формате ЕС, так и за его рамками является положение католической церкви в Европе, где периодически предпринимаются шаги по ограничению церковных привилегий в сфере налогообложения и государственного субсидирования, а также постепенному вытеснению клириков из политической жизни, где последние активно выступают с критикой различных либеральных инициатив (дальнейшей эмансипации женщин, легализации однополых браков и прочее).
Святой Престол при поддержке Польши настаивал на включении упоминания о христианских началах европейской цивилизации в проект конституции ЕС, однако столкнулся с довольно сильным противодействием, одним из инициаторов которого стали власти Франции. Результатом дебатов стала предусмотренная уже Лиссабонским договором 2007 года обтекаемая формулировка о том, что «религиозное наследие» Европы явилось одним из первоисточников возникновения концепции прав человека, демократии и свободы.
Традиционными партнёрами Ватикана в Европе являются Италия и Швейцария, что обусловлено теснейшими хозяйственными и политическими связями с первой (включают и обязательства Италии по обеспечению безопасности Ватикана) и обеспечением последней личного состава Швейцарской гвардии.
Большое значение для Святого Престола имеют отношения с Польшей и Ирландией — странами, где позиции католической церкви на европейском субконтиненте особенно сильны.
Популярность католицизма в Польше длительное время дополнительно подкреплялась тем, что церковь принимала участие в пассивном сопротивлении социалистическому строю, а на вершине католической иерархии много лет пребывал выходец из Польши Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), что являлось признанием важности этой страны в католическом мире (представители целого ряда крупных католических стран до сих не удостоились чести занять престол Святого Петра).
Вместе с тем в настоящее время стали заметны тенденции, представляющие угрозу авторитету католицизма. Так, в Польше постепенно нарастает недовольство попытками церкви сохранить роль политического института и при демократическом режиме, выражающимися в стремлении не допустить «разлагающего влияния» либерализма на общественную нравственность. Раздражение у многих граждан также вызывают крайне консервативная позиция церкви по ряду актуальных вопросов (право на аборт и прочее) и рост её экономического благосостояния (в том числе строительство храмов) на фоне нерешённых социально-экономических проблем, многие из которых связаны с адаптацией страны к стандартам ЕС. Число прихожан среди городского населения (в первую очередь молодёжи) уменьшается.
Аналитиками отмечается, что влиянию Святого Престола в Польше всерьёз могут угрожать требования общественности о проведении люстрации церкви. Знаковым здесь стал скандал 2007 года, когда с поста вынужден был уйти только что назначенный на должность архиепископа Польши Станислав Вельгус, в прошлом сотрудничавший с компетентными структурами Польской Народной Республики. После этого представители церкви заявили, что бывшими информаторами органов государственной безопасности являются 12 из 132 епископов, однако имена их названы не были.
Некоторые исследователи прямо указывают на крушение планов Святого Престола добиться «монополии в сфере морали» в католических странах Восточной Европы после перехода к демократии.
Ирландия долгое время выступала не только в качестве оплота христианства, но и в качестве его ударной силы, поскольку ирландское монашество сыграло одну из важнейших ролей в христианизации Западной Европы.
Английское (в дальнейшем британское) доминирование надолго превратило Ирландию в периферию христианского мира и снизило её значимость для Рима, однако возрождение независимой ирландской государственности в первой четверти XX века сопровождалось и возрождением интереса к стране со стороны Святого Престола, который в итоге пошёл даже на признание республиканской формы правления в Ирландии (республиканская традиция восходила к националистическому движению фениев, долгое время осуждавшемуся католической церковью). Это было сделано с тем, чтобы использовать Ирландию и ирландскую диаспору, рассеянную по всей территории Британской империи и США, в качестве инструмента католического влияния в англосаксонском мире.
Сегодня Ирландия вместе с Италией и некоторыми другими католическими странами поддерживает Святой Престол во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по одному из важнейших для него вопросов — о том, что контроль над рождаемостью (с помощью контрацепции, сексуального образования и абортов) не является медицинской проблемой и не должен выноситься на повестку дня ВОЗ.
Фактор морального влияния Святого Престола традиционно воспринимался как весьма важный в случае с затрагивавшим интересы Ирландии и Великобритании вооружённым конфликтом католиков и протестантов в Ольстере. Затяжное противостояние двух групп населения Северной Ирландии вынуждало руководство католической церкви неоднократно обращаться к враждующим сторонам с призывами о прекращении насилия.
Важной темой в отношениях с Великобританией является диалог католицизма и англиканства. Отношения между официальным Лондоном и Святым Престолом были восстановлены в 1914 году после длительного перерыва (с XVI века), вызванного королевской Реформацией в Англии. Долгое время католики воспринимались в Англии как «пятая колонна» Рима и подвергались всесторонней дискриминации, которая должна была предотвратить их реванш в политической жизни. В настоящее время на данном направлении особенно отчётливо видна перекличка с прошлым, поскольку в свете упадка морального авторитета англиканской церкви и роста числа католиков в Великобритании (включая переход в католичество бывшего премьер-министра Тони Блэра) перспектива возвращения англикан в лоно католической церкви многими уже не воспринимается как угроза национальной идентичности.
Франция является единственным в мире государством, имеющим привилегию обсуждать со Святым Престолом предстоящие церковные назначения на своей территории и в случае необходимости не принимать их, что является наследием длительного противостояния и Парижа в католической подсистеме международных отношений. По оценке французского МИД, в настоящее время развитие двусторонних связей может получить дополнительный стимул, поскольку Бенедикт XVI с большим интересом относится к Франции и является членом-корреспондентом Французской Академии моральных и политических наук.
Испания, долгое время считавшаяся одной из ведущих опор Святого Престола, в настоящее время постепенно утрачивает эту роль. Это связано с нарастанием формального подхода к религиозной аффилиации (большинство испанцев не посещает мессы) и рядом шагов властей по снижению традиционного влияния католической церкви на жизнь страны (решение отменить прямые государственные выплаты церкви, легализация однополых браков и прочее).
Неоднозначную реакцию в испанском обществе вызвала инициатива Святого Престола, который в 2007 году причислил к лику блаженных почти 500 жертв гражданской войны 1936–1939 годов. Погибшие в большинстве своём представляли католический клир и оказывали поддержку франкистам, что позволило многим оценить решение католической церкви как пристрастное и опасное в стране, где события гражданской войны до сих пор вызывают острую общественную дискуссию.
Несмотря на наличие консульских отношений в 1797–1870 годов и дипломатических отношений в 1848–1868 годах, Святой Престол и США долгое время относились друг к другу с недоверием, которое подкреплялось изначальным отсутствием в Соединённых Штатах государственной религии и острым конфликтом между протестантской и католической общинами, существовавшим в этой стране в XIX века.
Возрождение интереса американских властей к отношениям со Святым Престолом восходит к Франклину Рузвельту, который получил поддержку католического населения на президентских выборах 1932 года и в дальнейшем предпринимал попытки использовать политические возможности Ватикана в годы Второй мировой войны. В 1984 году дипломатические отношения были установлены во многом благодаря признанию президентом США Рональдом Рейганом заслуг католической церкви в деле борьбы с левыми силами в Латинской Америке.
В настоящее время вполне прогнозируем рост влияния Святого Престола на США в свете быстрых темпов увеличения католического населения страны за счёт иммиграции из стран Латинской Америки.
Попытки наладить конструктивное взаимодействие с Израилем (дипломатические отношения в полном объёме существуют с 1993 года) имеют в целом переменный успех. По-прежнему актуальны проблемы из-за спора о бездействии Святого Престола в отношении геноцида еврейского народа, сохранения во многих католических приходах практики молитвы об обращении евреев в христианство, статуса церковной собственности в Израиле, антисемитских высказываний в католических СМИ и других вопросов.
В свете повышенной политизации исламской проблематики в современном мире новое значение начинают приобретать связи Святого Престола с мусульманским миром. Эти отношения пока развиваются неровно. Их новейшая история знает как крупные скандалы (речь Бенедикта XVI, произнесённая в 2006 году в Регенсбурге, после которой визит понтифика в Турцию вызвал в этой стране многочисленные акции протеста), так и заметные положительные моменты (встреча Бенедикта XVI с королём Саудовской Аравии Абдаллой в 2007 году).
С некоторыми мусульманскими странами Святой Престол не имеет дипломатических и официальных отношений (Саудовская Аравия, Оман, Афганистан и другие), хотя поддерживает особый формат отношений с властями Палестинской автономии. Как дипломатический прорыв были расценены визиты Иоанна Павла II в Казахстан (2001 год) и Азербайджан (2002 год). Представитель Святого Престола действует при Лиге арабских государств.
Святой Престол заинтересован в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке не только по гуманитарным соображениям общего характера, но и потому, что боевые действия и терроризм в регионе угрожают расположенным там христианским святыням и представляют опасность для местных католиков (включая клир) и католических паломников.
Латинская Америка традиционно воспринималась Святым Престолом как своеобразная вотчина, где, ввиду исторического доминирования католичества, можно было не прилагать особых усилий для укрепления позиций церкви. Подобный подход периодически приводил к недооценке опасности, исходящей от тех или иных общественных сил. Если раньше угроза традиционно исходила от революционных движений, в случае победы до предела ограничивавших влияние католического клира на общественную жизнь и вынуждавших Святой Престол солидаризироваться с консервативной оппозицией, а также от «мятежной церкви» (несогласных в рядах латиноамериканского католического духовенства), то в настоящее время на первый план выходит влияние пятидесятников. Представители этого направления в протестантизме активно занимаются прозелитизмом и уже добились значительных успехов, в том числе в Бразилии, стране с крупнейшим католическим населением в регионе. Опасность для католичества заключается в том, что пятидесятники энергично действуют в сфере благотворительности, угрожая занять эту социально-политическую нишу, долгое время занятую преимущественно католиками.
Несмотря на значительное присутствие элементов синкретизма в африканском христианстве на уровне масс верующих, католический клир Африки является одним из наиболее консервативных в мире и представляет собой надёжную опору Святого Престола. Даже с учётом роста влияния пятидесятничества католическая церковь продолжает пользоваться большим авторитетом в регионе. После смерти Иоанна Павла II, резко увеличившего число кардиналов африканского происхождения, в качестве одного из его возможных преемников рассматривался кардинал из Нигерии Френсис Аринзе.
Официальные отношения с Китаем отсутствуют в связи с тем, что Святой Престол продолжает поддерживать таковые с Тайванем, а китайское правительство отказывается признавать авторитет Папы Римского как главы католиков КНР (в стране существует государственная католическая церковь, хотя значительное число католиков принадлежит к нелегальным религиозным структурам, ориентирующимся на Ватикан) и назначает собственных епископов. В то время как Святой Престол настаивает на обеспечении официальным Пекином религиозных свобод, последний требует прекратить вмешательство во внутренние дела Китая под предлогом защиты прав верующих. Вместе с тем обе стороны постепенно начинают предпринимать шаги, направленные на разрешение существующих противоречий.
Конфликт с православием и Российским государством, располагающим крупнейшим православным населением, относится к числу фундаментальных для Святого Престола. Наличие на Востоке многочисленных «схизматиков», подлежащих возвращению под контроль Рима и до того момента представляющих несомненную угрозу влиянию католической церкви, играло и продолжает играть важную роль как в определении Святым Престолом своих политических задач, так и в формировании цивилизационного самосознания многих стран Запада. Аналогичную роль этот системообразующий конфликт имеет и для России, во многом осознающей себя через противопоставление западной системе взглядов и Святому Престолу как одному из старейших её символов.
Одним из инструментов для возвращения православных под управление Святого Престола стала униатская церковь, в дальнейшем превратившаяся в одну из сложнейших проблем в отношениях двух направлений христианства и представляющих их государств.
Советская Россия — и в дальнейшем СССР — воспринимались Святым Престолом уже как источник двойной опасности: с одной стороны, это по-прежнему была страна с наибольшим числом православных «схизматиков», а с другой — государство, проводившее самую жёсткую антирелигиозную политику в мире и ставившее своей целью ликвидацию влияния религии и церкви на общественную жизнь. Знаковой в идеологическом противостоянии стала пропагандистская акция 1930 года, когда Папа Римский провозгласил «крестовый поход молитв» против СССР.
В 1940–1950-х годов католическое и униатское духовенство западных республик Советского Союза по инициативе Ватикана оказывало духовную и посильную материальную поддержку антисоветским повстанческим организациям, зачастую выступая в качестве координационного центра как в сфере оперативного управления, так и при распределении средств, поступавших от прихожан. Клир действовал и как разведывательная сеть, поставлявшая информацию не только Святому Престолу, но и западным спецслужбам, а после разгрома вооружённого подполья явился организатором пассивного сопротивления социализму и политике дерелигизации.
В ходе бесед председателя Президиума Верховного Совета СССР с Папой Павлом VI в Ватикане в январе 1967 года была достигнута договорённость об установлении постоянных контактов. В декабре 1989 года в беседе президента СССР М. С. Горбачёва с Иоанном Павлом II была достигнута принципиальная договорённость об установлении официальных отношений, которая была оформлена путём обмена нотами между дипломатическими ведомствами двух стран в январе — марте 1990 года.
11 февраля 2002 года в Ватикане было объявлено о решении Иоанна Павла II преобразовать в России католические апостольские администратуры в архиепархию «Божией матери в Москве» во главе с митрополитом-архиепископом, епархию «Преображенскую в Новосибирске», епархию «Святого Климента в Саратове» и епархию «Святого Иосифа в Иркутске». В связи с этим решением МИД России распространил сообщение для печати, в котором высказал сожаление, что такое важное решение было принято без учёта мнения Русской православной церкви (РПЦ), что может негативно сказаться на развитии межцерковного диалога.
Кроме того, Русская православная церковь выступает и против католического прозелитизма на её «канонической территории».
Сложность в налаживании двусторонних контактов заключается и в том, что позиция Святого Престола предполагает визит в Россию Папы Римского в двойном качестве — и как главы Ватикана, и как главы всех католиков. Если первое положение не вызывает возражений у политического руководства РФ, то с последним категорически не согласно руководство РПЦ. Изменению подхода православного духовенства не способствовал и жест доброй воли со стороны Иоанна Павла II, в 2004 году передавшего РПЦ икону Казанской Божьей матери в знак надежды на развитие межцерковных отношений.
С проблематикой отношений между Россией и Святым Престолом тесно связаны и интересы последнего на Украине. На территории Украины существует конфликт между РПЦ и униатской церковью, где последняя сумела при поддержке властей страны вернуть своё имущество (здания храмов и другое), переданное РПЦ после переподчинения ей униатской церкви в 1946 году (прекращено в 1990 году).
Формальный нейтралитет в международных отношениях и высокий моральный авторитет (в основном в католическом мире) Святого Престола позволяют ему выступать в качестве арбитра при урегулировании международных споров. Опыт такой деятельности восходит ещё к Средним векам, когда Рим разрешал конфликты между европейскими правителями и даже периодически пытался объявлять мораторий на ведение боевых действий, носивший нравственный характер («Божий мир»).
Наиболее известны следующие исторические примеры католического арбитража: участие Святого Престола в определении территориальных сфер влияния Испании и Португалии в конце XV века; посредничество между Германией и Испанией по поводу принадлежности Маршалловых островов в 1885 году; привлечение Папы Римского к урегулированию франко-мексиканского спора о принадлежности острова Клиппертон (в 1930 году Святой Престол постановил, что вопрос должен быть решён королём Италии, который и присудил остров французской стороне); посредничество Святого Престола, позволившее в 1978–1984 годов урегулировать территориальный спор Аргентины и Чили вокруг канала Бигл.
← Назад | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Южная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Папы Римские в 1929–2012 годах
- Государственные секретари в 1929–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Первый Ватиканский собор
- Второй Ватиканский собор
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга участника экспедиций АН СССР на научно-исследовательских судах в Тихом ...
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...