Бельгия / Конституционные основы, характеристика формы правления
Действующая конституция Бельгии была принята 7 февраля 1831 года после провозглашения независимости от Королевства Нидерландов. В последующие годы конституция многократно дополнялась, последняя поправка была внесена 7 мая 2007 года. Конституция включает в себя 9 глав (причём гл. 1 имеет специальную подглаву «О целях общей политики федеративного государства Бельгии, провинций и регионов»).
В гл. 1 конституции Бельгия провозглашается федеративным государством, состоящим из трёх регионов (Валлонии, Фландрии и Брюсселя) и трёх сообществ (французского, фламандского и германоязычного). В соответствии с Основным законом регионы Бельгии делятся на 10 провинций. Также закрепляется наличие в Бельгии четырёх языковых регионов — франкоязычного, германоязычного, региона нидерландского (голландского) языка и столичного региона Брюссель, который имеет статус двуязычного.
Гл. 2 конституции посвящена правам и свободам граждан. В ней закрепляется отсутствие сословных различий, равноправие мужчин и женщин и равенство перед законом (ст. 10), запрет на дискриминацию, а также неприкосновенность частной собственности и частной жизни, гарантия личной свободы, свобода вероисповедания, запрет смертной казни. Социальные права граждан закреплены в ст. 23 конституции, в частности право на труд, право на социальное страхование, право на пристойное жилище, право на здоровую окружающую среду и право на культурное и социальное процветание.
Ст. 25–29 закрепляют свободу прессы в Бельгии, свободу собраний и ассоциаций, право на обращение в государственные учреждения и тайну переписки. Согласно конституции, каждый бельгиец имеет право говорить только на своём родном языке (французском, немецком или голландском), государственные учреждения и суды обязаны использовать в своих документах и решениях все три официальных языка.
По форме правления Бельгия является конституционной монархией. Соответствующие положения закреплены в гл. 3 конституции. Исполнительная власть формально принадлежит монарху (ст. 37), законодательная власть осуществляется монархом, Палатой представителей и Сенатом,
Порядку внесения изменений в Основной закон посвящена гл. 8 конституции Бельгии. Для изменения конституции парламент должен официально заявить о необходимости пересмотра какого-либо конституционного положения, далее следует роспуск обеих палат парламента и созыв нового парламента в соответствии со ст. 46 конституции. В случае, если обновлённый парламент и монарх одобряют внесённые на рассмотрение поправки, они поступают на обсуждение в Палату представителей и Сенат. Поправки могут рассматриваться только в том случае, если в обсуждении принимает участие не менее 2/3 от числа депутатов обеих палат. За внесение изменений в конституцию должны проголосовать не менее 2/3 членов парламента.
Ст. 196 налагает запрет на пересмотр конституционных полномочий монарха, порядка престолонаследия и регентства и процедуры контрасигнации королевских актов ведомственными министрами во время регентства; также во время регентства запрещён пересмотр самой ст. 196.
После процедуры внесения поправок в конституцию парламент в согласии с монархом имеет право привести в соответствие иные положения Основного закона, не подлежащие пересмотру.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Бельгии в 1975–2000 годах
- Язык
- Бельгия в древности и Средние века
- Иностранное господство
- Независимое Бельгийское государство в XIX — первой половине XX века
- Бельгия во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (монархи) в 1951–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1974–2009 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов в 2007 году
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов и назначений в 2007 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение Бельгии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Бельгии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Издание второе. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1987 ...
В этом труде собраны самые разнообразные сведения по экономике, географии, ...