Бельгия / Бельгия во второй половине XX — начале XXI века
В первые послевоенные годы страна погрузилась в глубокий политический и экономический кризис. Большое влияние приобрели коммунисты, которым противостояла монархическая Социально-христианская партия (СХП) и либералы, стремившиеся к сближению с США. Конфликт этих сил сопровождался межэтническими конфликтами во Фландрии и Валлонии, массовыми демонстрациями, стачками и забастовками. К 1951 году был достигнут определённый консенсус ценой отставки правительства и отречения короля от престола: либеральные силы заключили союз с СХП и стабилизировали политическую систему.
В1947 году Бельгия присоединилась к «плану Маршалла», а в 1949 году вступила в НАТО, определив тем самым свой внешнеполитический вектор и идентичность в рамках послевоенной Европы. Захватив инициативу в переговорах с США, либеральная партия и СХП смогли объединить вокруг себя некоторую часть разрозненных политических сил.
После Леопольда III престол занял его сын Бодуэн. По результатам выборов СХП получила 50 % голосов в парламенте и оказала существенное влияние на формирование нового кабинета министров. Новым руководителям удалось вывести Бельгию на высокий уровень экономического развития (во многом благодаря тому, что в годы войны промышленный потенциал страны был сохранён). В середине 1950-х годов СХП временно потеряла лидирующие позиции в парламенте, уступив место коалиции либералов и социалистов, попытавшихся взять курс на секуляризацию, преимущественно в сфере образования. Однако в 1958 году СХП вновь одержала верх.
В области внешней политики Бельгия, как и большинство колониальных держав, столкнулась с ростом национально-освободительных движений в Африке. Первоначально кризис начался в Конго, где движение за независимость возглавил Патрис Лумумба. В 1960 году независимость получило Конго, а в 1962 году — Руанда-Урунди. Бельгийские власти попытались подавить сопротивление или спровоцировать раскол страны с целью отделения наиболее богатой ресурсами и промышленными объектами провинции Катанга. Однако все попытки колонизаторов восстановить прежний статус колонии или перевести политический контроль над данной территорией в другое русло не увенчались успехом.
С 1960 по 1970 годы Королевство Бельгия переживало сложный период эволюции политической системы. Существование двух исторически сложившихся регионов — Фландрии и Валлонии, сложная в национальном и лингвистическом отношении структура находящегося в центре Фландрии Брюсселя и другое — все эти факторы представляли серьёзную политическую проблему с точки зрения распределения власти и обеспечения интересов всех участников политического процесса.
К этому времени в стране назрели серьёзные противоречия. Католическое правительство приняло план реформ, направленных на своеобразное «затягивание поясов», с целью снизить издержки, вызванные потерей колониальных владений. В частности, были приняты законы, существенно ущемлявшие права рабочих, запрещавшие забастовки и отменявшие весомую часть социальных гарантий. В результате начались массовые акции протеста. К 1968 году обострились проблемы, связанные с правами этнических групп, проживающих на территории Бельгии: возникли споры по поводу языка преподавания на фламандских землях и в Валлонии. Эти события привели к отставке правительства. Новое правительство, сформированное премьер-министром М. Эйкенсом (лидером СХП), продержалось до 1972 года. В период с 1970 по 1972 годы под руководством Эйкенса был проведён ряд конституционных поправок, позволивших существенно расширить права регионов Бельгии: были созданы так называемые региональные советы при трёх языковых сообществах (фламандском, французском и немецком) и отдельный совет при Брюсселе. В результате этой конституционной реформы в Бельгии была создана сложная институциональная структура, сочетающая элементы территориальных (принцип федерализма) и экстерриториальных (принцип консоционализма) начал в организации бельгийского общества.
В 1960–1970-х годах основные партии страны по-прежнему разделялись по национальному признаку на валлонские и фламандские.
К 1978 году, в период правления премьер-министра Л. Тиндеманса, политическая система Бельгии частично стабилизировалась благодаря достижению консенсуса между ведущими партиями страны (причём существенную роль сыграли движения, представлявшие региональные интересы): было принято решение о постепенном переходе к федерализму. Однако успех оказался недолговременным из-за вмешательства Конституционного суда, посчитавшего намеченный план несовместимым с существовавшими правовыми нормами; последовала отставка главы правительства. В ходе досрочных выборов существенно укрепила свои позиции Христианская народная партия (ХНД). Новому премьер-министру В. Мартинсу удалось достичь временного успеха благодаря формированию коалиции на базе Фламандской партии либералов и демократов, ХНД, Социалистической христианской партии и ряда других партий, разрешив тем самым кризис, возникший в результате бойкота парламентского процесса партией, представлявшей интересы франкоязычного населения Таким образом, в 1980 году Бельгия сделала первый шаг на пути к конституционному федерализму.
Новый кризис в 1987 году привёл к окончательному ослаблению позиций Мартинса (ранее в 1980 году он потерял свой пост на несколько месяцев в результате парламентского кризиса). На практике новая политическая система оказалась неэффективной при решении проблем, возникших в связи с неравномерностью распределения фламандских и франкоязычных сообществ Бельгии: на юго-востоке Фландрии политические права французского меньшинства оказались ущемлены, что привело к новому конфликту. Кризис был разрешён благодаря вмешательству короля, настоявшего на формировании нового правительства, включавшего социалистические и христианские партии, а также партию, представлявшую интересы фламандцев.
В 1992 году Мартинса сменил Ж. -Д. Дегене. На предшествовавших парламентских выборах стало явным существенное изменение партийно-политического ландшафта страны: помимо традиционного успеха христианско-социалистических партий, усилили свои позиции «зелёные» и радикальная партия крайнего правого спектра — Фламандский блок. Новое правительство сделало упор на решении экономических проблем, сокращении военных расходов и усилении курса на федерализацию политической системы. После принятия в 1993 году поправок к конституции Бельгия стала федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов.
Бельгийские вооружённые силы участвовали в 1991–1994 годах в конфликтах в Заире и Руанде (в 2001 году в Бельгии были осуждены военнослужащие, причастные к организации в 1994 году геноцида в Руанде).
В 1999 году Дегене потерпел поражение на выборах (после окончания его второго срока в качестве премьер-министра) вследствие потери общественного доверия, вызванной рядом громких коррупционных скандалов. Новым главой правительства был избран Ги Верхофстадт, опиравшийся на коалицию из 6 партий во главе с Фламандскими либералами и демократами (победившая партия). Коалиция Ги Верхофстадта получила название «коалиция радуги» благодаря включению в политический спектр социалистов, либералов и «зелёных». Правительство нового премьера смогло долгое время (вплоть до 2007 года) поддерживать стабильность, в целом продолжая взятый ранее курс на европейскую интеграцию. В 2003 году Верхофстадт был переизбран на второй срок. В 2007 году, после провала «коалиции радуги» на выборах, Верхофстадт покинул пост премьер-министра, а страну вновь захлестнула волна фламандского сецессионизма, усиливаемая деятельностью ультраправых сил.
По итогам парламентских выборов 10 июня 2007 года лидер фламандских христианских демократов Ив Летерм (партия которого получила наибольшее число мест в парламенте страны) получил право сформировать правительство, что он и пытался сделать по поручению короля Альберта II во второй половине 2007 года. Однако разногласия между фламандскими и франкофонскими партиями по вопросу о государственной реформе не позволили создать коалицию. В связи с острым политическим кризисом король Альберт II попросил бывшего премьера Ги Верхофстадта возглавить временное правительство. Постоянное правительство в мае 2008 года сформировал Ив Летерм. В декабре 2008 года премьер-министр Бельгии Ив Летерм подал прошение об отставке правительства в связи со скандалом вокруг продажи бельгийской банковско-страховой группы «Фортис» (Fortis) французской финансовой группе «БиЭнПи Париба» (BNP Paribas).
← Назад | Бельгия во второй половине XX — начале XXI века | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Бельгии в 1975–2000 годах
- Язык
- Бельгия в древности и Средние века
- Иностранное господство
- Независимое Бельгийское государство в XIX — первой половине XX века
- Бельгия во второй половине XX — начале XXI века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (монархи) в 1951–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1974–2009 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам выборов в 2007 году
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов и назначений в 2007 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение Бельгии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Бельгии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Автор стремится своей книгой пробудить интерес к затронутым здесь отраслям науки ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...