Эстония / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
Высшими органами государственной власти Эстонии являются Государственное собрание, представляющее законодательную власть, президент и правительство, представляющие исполнительную власть, и Государственный суд, представляющий судебную власть.
Согласно ст. 4 конституции Эстонии, деятельность Государственного собрания, президента, правительства и судов осуществляется по принципу разделения и сбалансированности властей.
Президента Эстонии избирают депутаты Государственного собрания в количестве 101 члена сроком на 5 лет. Избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство в две трети состава Государственного собрания. Если ни один из кандидатов не наберёт необходимого большинства голосов, то на следующий день проводится новый тур голосования. Перед вторым туром голосования проводится новое выдвижение кандидатов. Если во втором туре ни один из кандидатов не наберёт необходимого большинства голосов, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов, проводится третий тур голосования. Если президент не будет избран и в третьем туре голосования, то председатель Государственного собрания в месячный срок созывает для избрания президента коллегию выборщиков.
Коллегия выборщиков состоит из членов Государственно-го собрания и представителей Советов местных самоуправлений. Каждый Совет местного самоуправления избирает в коллегию выборщиков не менее одного представителя, который должен быть гражданином Эстонии.
Государственное собрание представляет коллегии выборщиков двух кандидатов на президентский пост, набравших наибольшее число голосов в Государственном собрании. Право выдвижения кандидата на пост президента имеет также группа выборщиков, насчитывающая не менее 21 человека.
Президент избирается большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвующих в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования.
Право выдвижения кандидата на должность председателя правительства принадлежит президенту. Кандидат в премьер-министры в 14-дневный срок после поручения сформировать правительство представляет Государственному собранию доклад об основах формирования будущего правительства, после чего Государственное собрание, не открывая прений, открытым голосованием принимает решение о предоставлении кандидату в премьер-министры полномочий на формирование правительства.
Если предложенный президентом кандидат в премьер-министры не получит в Государственном собрании большинства голосов, не сможет сформировать правительство или откажется сформировать его, президент имеет право представить в семидневный срок другую кандидатуру.
Если президент не представит в семидневный срок другого кандидата в премьер-министры или откажется от его представления либо кандидат не сможет сформировать правительство или откажется от его формирования, право выдвижения кандидата в премьер-министры переходит к Государственному собранию.
Государственное собрание выдвигает кандидата в премьер-министры, который представляет состав правительства президенту. Если в 14-дневный срок после перехода права выдвижения кандидата в премьер-министры к Государственному собранию состав правительства не будет представлен президенту, президент объявляет внеочередные выборы в Государственное собрание.
Поскольку значение Государственного собрания в утверждении премьер-министра и кабинета министров достаточно велико, то правительство, как правило, формируется по принципу парламентского большинства и на основе межпартийных коалиционных соглашений.
Государственное собрание имеет возможность сменить правительство посредством выражения ему вотума недоверия. Недоверие правительству, премьер-министру или министру Государственное собрание может выразить постановлением, за которое проголосовало большинство состава Государственного собрания. Вопрос о выражении недоверия может быть возбуждён не менее чем одной пятой состава Государственного собрания путём представления письменного требования на заседании Государственного собрания. В случае вотума недоверия министру председатель Государственного собрания извещает об этом президента, который освобождает министра от должности.
В случае вотума недоверия правительству или премьер-министру президент может в течение трёх дней назначить по предложению правительства внеочередные выборы в Государственное собрание. Внеочередные выборы Государственного собрания также могут быть инициированы президентом, если в 14-дневный срок после перехода права выдвижения кандидата в премьер-министры к Государственному собранию состав правительства не будет представлен президенту.
Президент может быть отстранён от власти только со вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него. До вступления в должность нового президента его полномочия переходят к председателю Государственного собрания.
Наряду с Государственным собранием правом законодательной инициативы обладает правительство и президент.
В целом институциональный дизайн предполагает взаимодействие и сотрудничество ветвей власти.
← Назад | Разделение и взаимодействие различных ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Эстонии в 1975–2000 годах
- Язык
- Эстония в составе других государств
- Борьба за независимость
- Независимая Эстония
- Эстония в составе СССР
- Восстановление независимости
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (председатель Верховного Совета) в 1990–1992 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1992–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Государственном собрании по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение Эстонии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Эстонии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1883 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...