Армения / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Армения — член ООН (с 1992 года) и ряда её специализированных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и другие); Интерпола; ВТО (с 2003 года); ОБСЕ (с 1992 года) и другие. Армения — член СНГ (с 1991 года) и ОДКБ.
В своей внешней политике Армения поддерживает сбалансированные связи с Востоком и Западом. Дипломатическое признание Армении произошло вскоре после объявления в 1991 году ею независимости. В начале 1992 года были установлены дипломатические отношения с США, Китаем, Японией, крупнейшими странами Западной Европы. США, Канада, страны Западной Европы остаются основными донорами гуманитарной и другой помощи Армении.
Одной из целей политики Армении в отношении Запада является недопущение чрезмерного давления на страну, тем более принуждения в вопросе урегулирования карабахского конфликта. США, например, предлагали в конце 1990-х годов план самой широкой автономии Карабаха с собственной валютой, вооружёнными формированиями в составе Азербайджана и с предоставлением серьёзных международных гарантий (в первую очередь США и России), который Армения без ущерба для себя и отношений с Западом сумела отклонить. В 2006 году США несколько модифицировали этот план и усилили давление на Армению.
Подписав в 1995 году соглашение с НАТО об участии в программе «Партнёрство ради мира», Армения выступила за развитие отношений с альянсом. В 2002 году Армения получила статус ассоциированного члена Правительственной Ассамблеи НАТО.
Армения развивает связи и с другими странами, особенно с Грецией, а также с Израилем. Несмотря на проблему Нагорного Карабаха, поддерживается достаточно высокий уровень политического диалога с Ираном.
Сохраняется блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции. В отношениях с Турцией большой «негативный вес» имеет история, в частности геноцид 1915 года. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений между двумя странами, 6 сентября 2008 года президент Турции А. Поль посетил Армению. 24 ноября 2008 года министр иностранных дел Армении Э. Налбандян обратился к турецкой стороне с предложением открыть границу (закрыта с 1993 года) двух стран в интересах укрепления мира и стабильности в регионе.
Дипломатические отношения между Россией и Арменией установлены 3 апреля 1992 года. Заключено более 160 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, включая Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года, а также ряд документов, закрепляющих российское военное присутствие в Армении. Армения является стратегическим союзником России в Закавказье. Декларация о союзническом взаимодействии в XXI веке, была подписана в ходе официального визита президента Р. Кочаряна в Россию в сентябре 2000 года.
Политический диалог на высшем уровне весьма активен. 24–25 марта 2005 года президент Российской Федерации В. В. Путин находился с рабочим визитом в Ереване, в ходе которого вместе с президентом Армении принял участие в церемонии открытия Года России в Армении. 2006 год был Годом Армении в России.
В 2008 — начале 2009 года президент Армении С. Саргсян неоднократно встречался с президентом России Д. А. Медведевым и премьер-министром правительства Российской Федерации В. В. Путиным.
Отмечается рост уровня российско-армянских межпарламентских связей. Законодатели России и Армении активно взаимодействуют как в двустороннем формате, так и в рамках МПА СНГ и других международных организаций.
Встречи глав внешнеполитических ведомств носят регулярный характер. В 2004 году министры иностранных дел России и Армении встречались дважды: 5–7 июля 2004 года в ходе официального визита министра иностранных дел Армении В. М. Осканяна в Россию, а также 12 ноября 2004 года в рамках СМИД ОДКБ в Москве. 17 февраля 2005 года состоялся официальный визит министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в Армению.
Позиции России и Армении по большинству ключевых международных проблем близки. Армения поддерживает Россию в деле укрепления СНГ. Сотрудничество Армении в рамках ОДКБ является существенным фактором стабильности в регионе. Ереван выступает за активизацию военно-технического сотрудничества в рамках этой организации, поддерживал процесс её реформирования. В 2008–2009 годах Армения председательствовала в ОДКБ.
Главной целью военного сотрудничества России и Армении является обеспечение безопасности обоих государств, коллективной безопасности на пространстве СНГ и поддержание стабильности в регионе.
Экономическое сотрудничество постепенно приближается по своему уровню к стратегическому взаимодействию в политической и военной сферах. В сентябре
2001 году подписан Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года. На шестом заседании российско-армянской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству (Москва, 2004 год) утверждены мероприятия по его реализации.
Главным внешнеторговым партнёром Армении остаётся Россия. В торгово-экономических отношениях России с Арменией наблюдается позитивная динамика.
Рост экспорта из России был обеспечен в основном за счёт постановок ядерного топлива и оборудования для Мецаморской (Армянской) АЭС, энергоносителей, алмазного сырья, машин и оборудования. В структуре экспорта из Армении ведущее место занимали продовольственные товары и сырьё, необработанный алюминий, машины и оборудование.
По итогам 2008 года товарооборот между Россией и Арменией превысил 1 миллиард долларов США. В середине 2008 года накопленный объём российских капиталовложений в экономику Армении приблизился к 1,2 миллиарда долларов США. Российские инвесторы активно осваивают такие секторы армянской экономики, как банковский, телекоммуникационный, транспортный, успешно реализуются крупные проекты в топливно-энергетической сфере, в том числе модернизация и завершение строительства Разданской ТЭС, прокладка газопровода, соединяющего Армению с Ираном.
В области атомной энергетики Россия и Армения планируют реализацию совместных проектов по безопасной эксплуатации Мецаморской (Армянской) АЭС, геологоразведке и промышленном освоении урановых месторождений. Новые возможности открываются по мере налаживания ритмичной работы железнодорожной паромной переправы порт Кавказ — порт Поти, а также с переходом армянских железных дорог в концессионное управление РЖД.
Продолжают развиваться прямые торговые связи Армении с российскими регионами. Около 70 субъектов Российской Федерации поддерживают двусторонние экономические связи с Арменией. 15 субъектов РФ заключили соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Среди них ведущими по объёму товарооборота являются: Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Нижегородская и Волгоградская области, Республика Саха (Якутия), Краснодарский край и др.
← Назад | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Армении в 1975–2000 годах
- Язык
- Армения в древности
- Армения в Средние века
- Армения в составе Российской империи
- Армения в составе Советского Союза
- Армения на рубеже XX и XXI веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты) в 1991–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1990–2012 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Конфликт с участием Армении и Азербайджана по поводу Нагорного Карабаха
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты.
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Армении в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Армении в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2003–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга известного советского учёного, доктора биологических наук, вице-президента ...
Автор книги — выдающийся писатель и естествоиспытатель — рассказывает о ...