Швеция / Разделение и взаимодействие ветвей власти
Разделение ветвей власти было впервые закреплено в шведской конституции 1809 года. После введения в действие конституции 1975 года этот принцип получил дополнительное развитие, был дополнен и приведён в соответствие с современными условиями.
Высшая власть в Швеции имеет двойную легитимность: монарх, формальный глава государства, получает свою власть по наследству, а парламент, утверждающий кандидатуру премьер-министра и состав кабинета, избирается всеобщим голосованием. Таким образом, монарх, правительство и риксдаг, формируя и воплощая единую политику страны, пользуются в глазах народа высокой степенью доверия, основанного на рациональном и традиционном восприятии власти.
Тесная взаимосвязь между риксдагом и кабинетом, выражающаяся в ответственности премьер-министра и всего правительства перед парламентом во главе со спикером — тальманом, повышает подотчётность исполнительной ветви власти. Согласно ст. 5 гл. 5 Акта о форме правления, в случае если монарх в течение шести месяцев подряд не выполняет свои обязанности, риксдаг после обращения правительства может постановить, чтобы монарх покинул престол. В этом случае королевская власть переходит к наследнику. Правительство Швеции ответственно перед парламентом страны: если риксдаг заявит, что премьер-министр или иной министр не пользуется доверием риксдага, тальман должен отправить его в отставку. Правительство, со своей стороны, уполномочено принимать решение о проведении досрочных выборов в риксдаг. Однако роспуск риксдага недопустим в течение 3 месяцев с момента его избрания.
Законодательной инициативой в Швеции обладают правительство и депутаты риксдага. Монарх права законодательной инициативы не имеет.
← Назад | Разделение и взаимодействие ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Северная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Швеции в 1975–2000 годах
- Язык
- От возникновения государственности до распада Кальмарской унии
- Усиление роли Швеции в Европе
- Швеция в XVIII веке
- Швеция в XIX веке
- Швеция в XX веке
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (монархи) в 1872–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1969–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2006 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Положение Швеции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Энциклопедический справочник «Африка», выпускаемый издательством в 2-х томах, ...
В книге рассказывается о различных фактах из истории общения народов, о роли ...