Швейцария / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Швейцария является членом ООН (с 2002 года) и ряда специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и др.), СЕ, ОБСЕ, ОЭСР, ВТО, ЕБРР и др.
Внешнюю политику Швейцарии можно охарактеризовать как системный многосторонний диалог, основанный на нормах международного права. При этом, выступая в своей внешней политике в защиту прав человека и за урегулирование международных конфликтов мирными средствами, Швейцария руководствуется необходимостью осуществлять любые действия в соответствии с правом. В частности, Швейцария резко осуждает терроризм как неправовой способ политической борьбы.
Наиболее тесные связи Швейцария поддерживает со странами Евросоюза (хотя и не входит с эту организацию). Прежде всего это — Германия, на которую во внешнеторговом обороте приходится около 20 % экспорта и около 32 % импорта; также интенсивно развиваются отношения Швейцарии с Италией, Францией, Нидерландами, Великобританией. Тесная культурная связь с Германией, Францией и Италией обеспечивается единством языков этих стран с языком кантонов, граничащих с ними. В политическом плане отношения иногда омрачаются недовольством европейских партнёров Швейцарии националистическими лозунгами, периодически звучащими в стране со второй половины XX века, а также инициативами правительства по ограничению въезда в страну иммигрантов. Отношения с США характеризуются активными экономическими связями, хотя в силу нейтралитета Швейцария не принимает участия в коалициях, создаваемых США для осуществления активной внешней политики в различных регионах мира. В 2008–2009 годах власти США оказывали давление на банки Швейцарии с требованием раскрытия данных о вкладах и финансовых операциях десятков тысяч американцев, разместивших свои капиталы в финансовых учреждениях этой страны.
В последние годы политика Швейцарии в отношении международных наднациональных организаций и военных блоков начала смягчаться: были предприняты такие шаги, как вступление в Шенгенский договор и предоставление возможности силам НАТО использовать воздушное пространство страны для перелётов и железнодорожные пути для оказания поддержки войскам США и НАТО во время боснийского конфликта. Также были предприняты попытки вступления в ЕС, однако нежелание германоязычных кантонов поддержать эту инициативу на референдуме в настоящее время блокирует все попытки, направленные на включение страны в общеевропейские интеграционные процессы.
Россия установила дипломатические отношения со Швейцарией в 1814 году. После Октябрьской революции 1917 года. Швейцария официально не признала Советскую Россию. Дипломатические отношения были установлены в 1946 году. В 1991 году были установлены дипломатические отношения с постсоветской Россией.
В 1990-х годах политические связи двух стран активно развивались. В 1998 году президент Швейцарии Ф. Котти совершил официальный визит в Россию, в 2003 году состоялся частный визит в Москву и Санкт-Петербург президента П. Кушпена, в ходе которого он встречался с президентом России В. В. Путиным. Официальные и рабочие визиты в Швейцарию предпринимали российский премьер-министр, министр иностранных дел, министр обороны; продолжаются активные межпарламентские контакты.
Из двусторонних договоров можно выделить соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве (1994 год) и об избежании двойного налогообложения (1995 год), что демонстрирует стремление двух стран интенсифицировать экономические связи.
Швейцария является стабильным торговым партнёром России. По данным МИД России, в 2007 году двусторонний товарооборот составил 16 миллиарда долларов США, в том числе российский экспорт — 14,2 миллиарда долларов США, импорт — 1,8 миллиарда долларов США. Структура российского экспорта в Швейцарию (2007 год): топливно-энергетические товары — 50 %, драгоценные и полудрагоценные камни, металлы и изделия из них — 25 %, неорганические соединения, удобрения — 20 %, машины и оборудование — менее 1 %. Из Швейцарии импортируются в основном машины и оборудование, точные приборы, электроника — 25 %, продукция химической промышленности — 50 %, часы, ювелирные изделия, бижутерия — 15 %, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 8 %.
По состоянию на конец 2007 года накопленный объем швейцарских капиталовложений в российскую экономику составил 6 миллиарда долларов США, в том числе прямых инвестиций — 1,3 миллиарда долларов США. В России зарегистрировано более 600 компаний с участием швейцарского капитала.
В 2004 году было подписано соглашение о сотрудничестве в уничтожении российского химического оружия, по которому Швейцария выделила 15 миллионов швейцарских франков на финансирование пятилетней программы химического разоружения в России. Развивается сотрудничество двух стран в области проведения гуманитарных операций.
Помимо того, развиваются прямые межрегиональные связи между субъектами федерации двух стран, в частности между Московской областью и кантоном Юра, Ивановской областью и кантоном Граубюнден, Омской областью и кантоном Женева, Самарской областью и кантоном Фрибур и др. Развиваются культурные связи.
← Назад | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Швейцарии в 1975–2000 годах
- Язык
- Возникновение швейцарского государства
- Швейцария в XV–XVIII веках
- Швейцария в XIX веке
- Швейцария в первой половине XX века
- Швейцария во второй половине XX века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты Федерального совета) в 1990–2009 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Представительство политических партий в Национальном совете по итогам выборов в 2007 году
- Представительство политических партий в Совете кантонов по итогам 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Швейцарии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Экономика Швейцарии
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Швейцарии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
«В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так ...
Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского ...