Швейцария / Особенности законодательной власти
Высшим органом законодательной власти в Швейцарии является двухпалатный парламент — Федеральное собрание (ст. 148). При этом обе палаты имеют, согласно конституции страны, равные права в процессе законотворчества. Этим Швейцария отличается от большинства федераций мира, в которых полномочия верхней палаты парламента ограничиваются, как правило, вопросами, затрагивающими интересы субъектов федерации. В Швейцарии при голосовании по любому вопросу необходимо одобрение обеих палат Федерального собрания. Парламент Швейцарии заседает в Берне. Каждая палата избирает из своего состава сроком на 1 год президента, а также первого и второго вице-президента (ст. 152).
Нижняя палата парламента Швейцарии — Национальный совет (также используется название «Большая палата»). Она состоит из 200 депутатов, которые избираются на общенациональных выборах по системе пропорционального представительства сроком на 4 года (ст. 149). Число депутатов от каждого кантона зависит от численности его населения. 6 кантонов делегируют по результатам выборов в Национальный совет по одному депутату.
Верхняя, или «Маленькая», палата парламента — Совет кантонов. Он состоит из 46 членов, срок полномочий которых также составляет 4 года (ст. 150). Палата формируется на основе выборов в каждом из кантонов, при этом 20 кантонов делегируют в Совет кантонов двух представителей, а 6 бывших полукантонов — по одному. При этом не учитывается численность населения кантонов, на что обращают внимание критики такого способа формирования палаты. В 2003 году до голосования на выборах в Совет кантонов в кантоне Невшатель впервые были допущены иностранцы, проживающие на территории кантона более 5 лет.
Избирательные округа в Швейцарии формируются в соответствии с федеральным принципом, то есть каждый кантон образует отдельный избирательный округ (всего — 26 избирательных округов). 200 депутатских мест распределяются между кантонами в соответствии с численностью населения субъектов. Кандидаты в депутаты должны входить в список одной из партий и заручиться поддержкой определённого числа избирателей в округе: 100 граждан, если округ представляет в Национальном совете от 2 до 10 депутатов, 200 — если избираются от 11 до 20 депутатов и 400 — при распределении более 20 мандатов. Избиратель, получая бюллетень для голосования, имеет перед собой партийные списки всех партий и должен отметить то число кандидатов, которое соответствует числу мандатов от этого округа. При этом он может голосовать за представителей разных партий или дважды проголосовать за одного и того же кандидата для увеличения его шансов на избрание (право кумуляции). В некоторых кантонах участие в выборах обязательно и при отсутствии уважительной причины отсутствие на выборах карается небольшим штрафом.
В многомандатных избирательных округах распределение депутатских мест осуществляется по системе Гогенбаха-Бишофа. Сначала число голосов избирателей в округе делится на число депутатских мест от округа, а затем число поданных за кандидатов от одной партии делится на получившееся в результате первого действия число. Так определяется, сколько мандатов получает каждая партия; внутри списка депутатские места получают те кандидаты, которые набрали наибольшее число голосов. Такая система голосования даёт определённые преимущества крупным партиям.
Выборы в верхнюю палату парламента проводятся раз в 4 года во всех кантонах страны. От 20 кантонов избираются по 2 члена Совета кантонов, от 6 бывших полукантонов — по одному. Кандидаты на избрание представляют политические партии.
Для организации своей работы депутаты могут создавать комиссии и парламентские группы. Палаты заседают отдельно (ст. 156), однако возможно проведение совместных заседаний (в частности, для проведения выборов). В этом случае председательствует президент Национального совета (ст. 157). Решения принимаются большинством голосов.
Политическая роль парламента в Швейцарии велика: партии, вошедшие в состав парламента, определяют состав правительства, назначают судей Верховного суда. Федеральное собрание контролирует деятельность правительства. Помимо законотворчества, парламент Швейцарии принимает участие в определении внешнеполитического курса страны (ст. 166), а также поддерживает отношения центра и кантонов (ст. 172).
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Швейцарии в 1975–2000 годах
- Язык
- Возникновение швейцарского государства
- Швейцария в XV–XVIII веках
- Швейцария в XIX веке
- Швейцария в первой половине XX века
- Швейцария во второй половине XX века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты Федерального совета) в 1990–2009 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Представительство политических партий в Национальном совете по итогам выборов в 2007 году
- Представительство политических партий в Совете кантонов по итогам 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Швейцарии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Экономика Швейцарии
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Швейцарии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года ...
В книге изложены азы и чуть глубже по геологии, добыче и транспорту нефти, ППД, ...
Краткий справочник по отечественной морской топонимии. В нем приводится более ...