Швейцария / Конституционные основы, характеристика формы правления
Конституция Швейцарии, определившая федеративное устройство страны и закрепившая основные элементы политической системы, существующие по сей день, была принята в 1848 году. Нынешняя конституция, одобренная на всенародном референдуме 18 апреля 1999 года и вступившая в силу 1 января 2000 года, упорядочила положения старой конституции и внесённые в неё поправки, а также развила некоторые её положения в соответствии с современным положением дел. В эту конституцию уже внесено 6 поправок, первая из которых датируется 12 марта 2000 года, а последняя — 8 февраля 2004 года.
Конституция 1999 года предполагает возможность как полного пересмотра конституции, так и частичного её изменения (ст. 138–139). Для этого необходимо, чтобы 100 тысяч граждан Швейцарии старше 18 лет внесли предложение о пересмотре Основного закона страны. В случае если федеральный парламент не отклоняет предложение как «несостоятельное» (ст. 139), объявляется всенародный референдум, проведение которого может быть как обязательным, так и добровольным (в зависимости от важности рассматриваемых вопросов). Предложение принимается, если оно получает большинство голосов граждан и поддержку большинства кантонов на всенародном референдуме; позиция кантона определяется позицией избирателей в этом субъекте федерации, при этом кантоны Обвальден, Нидвальден, Базель-Штадт (город), Базель-Ланд, Аппенцелль-Аусерроден и Аппенцелль- Иннерроден имеют каждый по 1/2 голоса.
В конституции Швейцарской Конфедерации закреплены все права и свободы граждан, присущие современному демократическому обществу. В ст. 8 закреплено равенство всех граждан страны перед законом, недопустимость дискриминации на основании происхождения, расы, пола, возраста, языка, социального положения, образа жизни, религиозных, философских или политических убеждений или по причине физической или умственной нетрудоспособности. Ст. 15 гарантирует гражданам страны свободу мысли, ст. 16 — свободу слова, ст. 17 — свободу прессы и недопустимость введения цензуры. В ст. 22 подчёркивается свобода собраний, а в ст. 23 — право вступать в гражданские объединения и организации. Права частной собственности гарантируются ст. 26 конституции. Ст. 29 закрепляет равенство всех граждан в судебном процессе. Ст. 34 наделяет граждан политическими правами, которые подробно поясняются в разделе, посвящённом правам граждан в кантонах (ст. 136–142). Избирательным правом обладают граждане страны старше 18 лет, не страдающие от умственной неполноценности (ст. 136). Помимо перечисленных прав и свобод федерация обязуется поддерживать институт семьи, обеспечивать социальную защиту в случае наступления пожилого возраста, нетрудоспособности, болезни, несчастных случаев, безработицы, а также при рождении ребёнка (ст. 41).
Швейцария — федеративная республика, главой государства и правительства (Федерального совета) является президент, избираемый из числа федеральных министров сроком на 1 год. Законодательная власть в стране представлена двухпалатным парламентом (Федеральным собранием): нижняя палата (Национальный совет) представляет народ Швейцарии, а верхняя (Совет кантонов) — интересы 26 субъектов федерации. Высшую судебную власть осуществляет Федеральный Верховный суд.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Швейцарии в 1975–2000 годах
- Язык
- Возникновение швейцарского государства
- Швейцария в XV–XVIII веках
- Швейцария в XIX веке
- Швейцария в первой половине XX века
- Швейцария во второй половине XX века
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты Федерального совета) в 1990–2009 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Представительство политических партий в Национальном совете по итогам выборов в 2007 году
- Представительство политических партий в Совете кантонов по итогам 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Швейцарии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Экономика Швейцарии
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Швейцарии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Приведено описание и охарактеризованы методы определения ювелирных и поделочных ...
Книга немецкого учёного А .Л. Вегенера, появившаяся в начале XX столетия, ...
Издание посвящено одному из российских северных морей — морю Лаптевых, входящему ...