Чехия / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Чешская Республика является членом ООН (с 1993 года; Чехословакия была в числе членов-учредителей этой организации в 1945 году) и состоит в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и др.). Чехия является членом ЕС (с 2004 года), НАТО (с 1999 года), ВТО (с 1995 года), ОЭСР, ОБСЕ, Центральноевропейской инициативы, Интерпола и др. В первой половине 2009 года Чехия председательствовала в ЕС.
Внешняя политика Чехии с момента обретения независимости в основном ориентирована на страны Западной Европы. Активная внешняя политика на этом направлении привела к тому, что на сегодняшний день Чехия является членом Североатлантического альянса, а с 1 мая 2004 года — членом ЕС. Таким образом, были выполнены две приоритетные задачи внешней политики Чехии: интеграция в ЕС и в евроатлантические военные структуры. В официальных документах декларируется, что внешнеполитический курс Чехии проводится в соответствии с ценностями демократии, уважения прав человека и всестороннего международного сотрудничества.
Основными внешнеполитическими контрагентами Чехии являются европейские страны. По оценкам МИД Чехии, Германия является наиболее важным политическим и экономическим партнёром страны. Об этом свидетельствуют многочисленные двусторонние контакты на высшем уровне, интенсивное развитие культурных связей, а также тот факт, что Германия является самым крупным торговым партнёром и иностранным инвестором Чехии.
Важный внешнеполитический партнёр Чехии в Западной Европе — франция. Многочисленные связи на региональном уровне, между городами и муниципалитетами этих стран привели к тому, что на сегодняшней день Франция также выступает в качестве одного из главных торговых партнёров Чехии.
С Польшей Чехию традиционно связывают культурная общность, экономические отношения, сходные внешнеполитические приоритеты. После «бархатных революций» эти страны тесно сотрудничают во многих областях,-включая европейскую интеграцию и евроатлантическую безопасность.
Между Чехией и Словакией сохранились интенсивные экономические и политические отношения. В рамках европейской политики страны стремятся координировать свои усилия на уровне экономики, культурных отношений и политики обеспечения безопасности.
США заявлены в качестве стратегического партнёра Чехии. Одним из приоритетов внешней политики Чехии является развитие сотрудничества между США и ЕС. США, как член НАТО, являются для Чехии гарантом международной безопасности. США также рассматривают Чехию как одного из самых надёжных партнёров в ЦВЕ. В Польше и Чехии планировалось размещение объектов третьего позиционного района ПРО США. Соглашение о размещении радара ПРО в Чехии было подписано 8 июля 2008 года. В марте 2009 года оно было отозвано правительством Тополанека из нижней палаты чешского парламента.
В Европе для Чехии проблемным внешнеполитическим контрагентом является Белоруссия. В рамках политики поддержки процесса демократизации обществ во всем мире Чехия претендует на участие в развитии демократического процесса в Белоруссии и готова помочь стране присоединиться к процессу европейской интеграции, а также наладить эффективные двусторонние связи во всех сферах внешнеполитической деятельности. На практике стороны допускали в адрес друг друга резкие высказывания и оценки.
Дипломатические отношения между Россией и Чехией установлены 1 января 1993 года. В августе 1993 года состоялся официальный визит в Прагу президента РФ Б. Н. Ельцина, в ходе которого был подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Россией и Чехией.
Президент Чехии В. Клаус осуществил рабочий визит в Россию в ноябре 2003 года, принял участие в торжествах в Москве по случаю 60-летия Победы 9 мая 2005 года Президент В. В. Путин осуществил официальный визит в Чехию 1–2 марта 2006 года 26–29 апреля 2007 года состоялся ответный визит в Россию президента Чехии В. Клауса.
26 мая 2005 года состоялся рабочий визит в Москву премьер-министра Чехии. Было подписано межправительственное соглашение об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве, позволившее возобновить деятельность двусторонней межправительственной комиссии (её заседание прошло 17–18 октября 2006 года в Москве).
Регулярными являются контакты на уровне министров иностранных дел. Активное развитие получили межпарламентские контакты. В октябре 2003 года в Праге с официальным визитом находился председатель Совета Федерации С. М. Миронов. В феврале 2004 года состоялся ответный визит председателя Сената Чехии в Россию. В 2006 году С. М. Миронов принимал участие в международных торжествах в Праге по случаю 10-летия возобновления деятельности верхней палаты парламента Чехии и провёл двусторонние переговоры со своим чешским коллегой П. Соботкой. 23–25 октября 2006 года чешская парламентская делегация во главе с председателем Сената П. Соботкой посетила Волгоградскую область для участия в первом Международном экономическом форуме «Чешская Республика — Южный федеральный округ». В октябре 2007 года председатель Совета Федерации С. М. Миронов провёл двустороннюю встречу с чешским коллегой П. Соботкой в Бухаресте (в ходе очередного заседания Ассоциации европейских сенатов). В марте 2003 года состоялся официальный визит в Чехию председателя Государственной Думы Российской Федерации. В апреле 2006 года Россию посетил председатель Палаты депутатов парламента Чехии.
Торгово-экономические отношения между Россией и Чехией имеют позитивную динамику. Товарооборот между двумя странами в 2008 году составил 10,863 миллиарда долларов США. В структуре торговли с российской стороны преобладают товары топливно-энергетической группы (80 % российского экспорта), 6,4 % приходится на чёрные и цветные металлы, 3,3 % — на машины и оборудование. В чешском экспорте в Россию 45,9 % приходится на машины, оборудование и транспортные средства, 22,4 % — на различные обработанные изделия, 14,1 % — на химические товары и 10,2 % — на готовые изделия.
За счёт поставок из России покрываются более 75 % потребностей Чехии в газе и около 70 % потребностей в нефти. Имеется долгосрочный контракт на поставку российского газа чешским потребителям. Развивается сотрудничество в атомной энергетике. Заключены контракты на авторское сопровождение и инженерную поддержку на весь период эксплуатации чешских АЭС «Темелин» и «Дукованы». В 2006 году подписаны контракты на поставки из России, начиная с 2008 года, ядерного топлива для АЭС «Темелин».
Чешские предприятия, в том числе входящие в транснациональные корпорации, развернули в России ряд инвестиционных проектов в сфере производства автомобилей и автомобильных комплектующих, строительных материалов, пищевой промышленности. Российские предприниматели входят в капитал чешских промышленных предприятий. Например, в 2004 году российский холдинг «ОМЗ» приобрёл 100 % акций заводов «Шкода — ядерное машиностроение» (в 2006 году контрольный пакет акций сменил собственника, которым стало совместное предприятие российских «Атомэнергомаша» и «Газпромбанка»), «Шкода — Стил» и «Шкода — Коварны».
Практически полностью урегулирована задолженность бывшего СССР и России перед Чехией, составлявшая около 3,6 миллиарда долларов США.
Расширяются контакты между субъектами Российской Федерации и краями Чехии. Развивается культурно-гуманитарное сотрудничество. Неплохие перспективы имеются в сфере развития российско-чешского научно-технического сотрудничества, особенно в области фундаментальных исследований, биотехнологии, новых материалов, энергетики, экологии, природопользования, космических исследований и др.
← Назад | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Чехии в 1975–2000 годах
- Язык
- Чехия в древности и Средние века
- Чехия в XVIII–XIX веках
- Чехия в первой половине XX века
- Чехия в годы Второй мировой войны
- Социалистическая Чехословакия
- «Пражская весна» и её подавление
- «Бархатная революция» и распад Чехословакии
- Чешская Республика после 1993 года
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1993–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1993–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2006 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов одной трети состава палаты 2008 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Положение Чехии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Чехии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1928 года ...
Перевод с французского Екатерины Бурнашевой. Воспроизведено в оригинальной ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...