Чехия / Особенности законодательной власти
Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом, состоящим из Палаты депутатов и Сената.
Согласно ст. 17 конституции, Палата депутатов состоит из 200 депутатов, которые избираются сроком на 4 года. Сенат состоит из 81 члена, которые избираются на 6 лет. Сенат обновляется не единовременно, а частично: выборы, в результате которых меняется одна треть состава Сената, проводятся раз в два года. Выборы в Палату депутатов осуществляются по пропорциональной системе, в Сенат — по мажоритарной (ст. 18). На выборах в Палату депутатов страна делится на 14 избирательных округов, которые совпадают с административно-территориальным делением на края. В Палату депутатов проходят партии, преодолевшие пятипроцентный барьер. Если две партии идут на выборы в коалиции, то для них электоральный барьер устанавливается на уровне 10 %, для коалиции из трёх партий — на уровне 15 %.
В стране действует всеобщее избирательное право для граждан старше 18 лет. Граждане имеют право быть избранными в Палату депутатов по достижении 21 года, кандидаты на пост сенатора должны быть старше 40 лет.
Палата депутатов и Сенат выбирают из числа своих депутатов председателя и вице-председателя. Обе палаты парламента имеют право образовывать на своей основе профильные комитеты и комиссии. Палата депутатов имеет право на проведение парламентских расследований. Каждый депутат обладает возможностью интерпелляции по отношению к правительству или одному из его членов. Члены правительства, в отношении которых был сделан депутатский запрос, обязаны выступить с ответом в течение 30 дней.
Согласно ст. 41, правом выдвигать законопроект обладают депутаты, группы депутатов, Сенат, правительство, представительные органы краёв. Проект годового бюджета вносится правительством и рассматривается Палатой депутатов на публичной сессии (ст. 42).
Законопроект первоначально рассматривается Палатой депутатов. После принятия законопроекта Палатой депутатов он направляется в Сенат (ст. 45). В течение 30 дней Сенат может либо принять его, либо отклонить, либо внести в него поправки и вернуть в Палату депутатов, либо принять решение о нерассмотрении законопроекта (ст. 46). В случае отклонения Сенатом законопроекта Палата депутатов имеет возможность преодолеть вето абсолютным большинством голосов (ст. 47). После рассмотрения в парламенте законопроект направляется на подпись президенту. Президент имеет право вернуть принятый обеими палатами парламента законопроект со своими возражениями в течение 15 дней после его получения. В этом случае Палата депутатов снова голосует по законопроекту, и вето президента считается преодолённым, если за законопроект проголосовало абсолютное большинство депутатов нижней палаты парламента. Закон отклоняется, если это условие не соблюдено (ст. 50).
Хотя баланс парламентских полномочий смещён в сторону нижней палаты, за Сенатом закреплено весьма существенное полномочие: именно по сенатскому запросу Конституционный суд рассматривает вопрос о смещении президента с должности (ст. 65).
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Восточная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Чехии в 1975–2000 годах
- Язык
- Чехия в древности и Средние века
- Чехия в XVIII–XIX веках
- Чехия в первой половине XX века
- Чехия в годы Второй мировой войны
- Социалистическая Чехословакия
- «Пражская весна» и её подавление
- «Бархатная революция» и распад Чехословакии
- Чешская Республика после 1993 года
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1993–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1993–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2006 года
- Представительство политических партий в Сенате по итогам выборов одной трети состава палаты 2008 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Положение Чехии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Чехии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1909 года ...
Книга рассказывает о самых дерзких, опасных и захватывающих экспедициях, ...