Франция / Особенности партийной системы
Правовой статус французских политических партий, их назначение, порядок и условия образования и функционирования в самых общих чертах определяются конституцией Франции. Образование политических партий не связано непосредственно с решением какого-либо государственного органа, санкционирующего или отказывающего в признании политической партии. Во Франции отсутствует регулирование статуса партий посредством специального закона. Поэтому французская юридическая доктрина широко применяет при определении статуса партий Закон «Об ассоциациях», изданный ещё в 1901 году, основные положения которого были подтверждены Конституционным советом, признавшим свободу создания ассоциаций, в том числе и политических, основополагающим принципом конституционного характера.
Политические партии Франции не обязаны проходить регистрацию. Однако, если политическая партия хочет обрести качество юридического лица, она должна удовлетворять требованиям Закона «Об ассоциациях» и представить необходимые для регистрации документы. Особенность правового регулирования заключается в данном случае в том, что государственные органы, осуществляющие эту регистрацию, в принципе не вправе отказать в ней, а следовательно, и в публичном объявлении о создании партии. Запрет деятельности партии может иметь место, но только при условии применения процедуры судопроизводства и при наличии достаточных оснований для вынесения соответствующего судебного решения.
Среди условий образования и функционирования политических партий фигурируют такие, как соблюдение принципа национального суверенитета и демократии. Из смысла данных постановлений явствует, что политическая партия обязана уважать принципы народовластия и законы, являющиеся выражением воли народа. Ей надлежит действовать в условиях и в рамках установленного конституционного строя. Предполагается также, что партия будет носить национальный характер, она не может быть образована иностранцами, а её деятельность не должна финансироваться из иностранных источников.
В конституционном порядке определяется и главное социальное назначение политических партий. Основной закон устанавливает, что политические партии должны способствовать выражению мнений в ходе голосования.
Французский политический пейзаж постоянно меняется, особенно в периоды подготовки к очередным президентским выборам. Это свидетельствует, с одной стороны, о реальном политическом плюрализме, существующем во Франции, а с другой — об идейной разобщённости французов и даже определённом разочаровании в эффективности режима Пятой республики.
Вся послевоенная история Франции развивалась под знаком соперничества двух основных политических доктрин — голлистской и социалистической. К началу 1990-х годов обе доктрины во многом исчерпали себя, а их высокопоставленные представители погрязли в политической демагогии и оказались неспособными решить насущные проблемы французского общества. Этим объясняется появление на политической сцене новых сил, как левых и правых, так и представителей центра.
В ходе парламентских выборов в Национальное собрание 2007 года убедительную победу одержали правые: с учётом сочувствующих депутатов Союзу за народное движение удалось получить большинство мест в парламенте — 317 мест из 577; социалисты и прочие левые получили в целом 204 места; левые демократы и республиканцы — 25 мест; Новый центр — 23 места; также в Национальное собрание было избрано 8 независимых депутатов.
После очередного обновления сенатского корпуса в 2008 году большинство в верхней палате французского парламента принадлежало Союзу за народное движение — 151 место; социалисты располагали 115 голосами; центристы — 29; Коммунистическая, республиканская, гражданская группа (включая сенаторов Партии левых) — 24; Группа демократического и социального воссоединения Европы — 17; независимые — 7.
Основные политические партии Франции:
Национальный фронт (НФ). Основан в 1972 году, занимает крайне правый фланг среди ведущих политических сил страны, глава партии — Жан-Мари Ле Пен. Лозунг НФ, утверждающий, что изгнание иммигрантов даст работу всем французам, получил довольно широкую поддержку среди некоторых слоев населения. Также НФ выступает за сокращение налогов для французского бизнеса, уменьшение чиновничьего аппарата, более самостоятельную внешнюю политику Франции по отношению к США и НАТО, ограничение общеевропейской интеграции. НФ призывает ужесточить наказания для преступников и восстановить смертную казнь.
Союз за народное движение (СНД). Проголлистская политическая партия, основанная в 2002 году как преемница Движения в поддержку республики. Лидеры партии — Патрик Деведжан, Жан-Пьер Раффарен, Жан-Клод Годэн. Союз за народное движение по своему характеру является правоконсервативной политической партией, отстаивающей в социальной и экономической сферах принципы так называемого неоконсерватизма, сочетающего либеральные свободы с более активной деятельностью государства по регулированию всех сфер общественной жизни. Программа партии предусматривает проведение активной внешней политики, стимулирование развития регионов, дальнейшую интеграцию в Евросоюз. На президентских выборах 2007 года победил представитель партии Николя Саркози, сменивший на посту главы государства Жака Ширака, также представителя Союза за народное движение.
Европейская социал-либеральная партия («Новый центр»). Создана в 2007 году членами Союза за французскую демократию, не вошедшими в организованное Франсуа Байру Демократическое движение. Партия поддерживает президента Франции Николя Саркози и планирует войти в президентское большинство, оставаясь юридически независимой от президентской партии.
Демократическое движение («Модем»). Центристская партия, основанная Франсуа Байру в 2007 году. На президентских выборах 2007 года Байру получил более 18 % голосов, что подвигло его к решению о создании более широкого демократического движения — независимого центристского — вместо существовавшей СФД. Вместе с тем многие члены СФД (и 24 из 29 членов Национального собрания от партии) не согласились с ним: несмотря на желание оставаться независимыми, они решили поддержать президента Николя Саркози и войти в президентское большинство. Они образовали Европейскую социал-либеральную партию.
Французская социалистическая партия (ФСП). Под этим названием партия существует с 1969 года как преемница Французской секции Рабочего Интернационала, основанной в 1905 году. ФСП является крупнейшей на левом фланге и отстаивает принципы социал-демократии. Кандидат от социалистов на президентских выборах 2007 года Сеголен Руаяль уступила во втором туре представителю Союза за народное движение Николя Саркози.
Французская коммунистическая партия (ФКП). Партия, созданная в 1920 году, располагается на левом фланге спектра французских политических сил. К началу XXI века её избирательный корпус резко сократился, хотя представляет собой достаточно устойчивый электорат, позволяющий французским коммунистам располагать стабильным представительством в Национальном собрании и в местных выборных органах. Политическая программа ФКП претерпела существенные изменения: партия отказалась от многих догматических построений, не отвечающих реалиям современного общественного развития, от установки на революционное насильственное ниспровержение существующего конституционного строя и действует в целом в рамках конституционной законности. В Национальном собрании, избранном в 2007 году, сформировала депутатскую группу «Левые демократы и республиканцы» совместно с Партией «зелёных» и рядом других парламентариев левого спектра.
Также по состоянию на 2008 год можно выделить такие французские общенациональные политические партии, как «Конвенция за прогрессистскую альтернативу», Республиканское и гражданское движение, Партия «зелёных», Леворадикальная партия, «Современные левые», «Подъем республики», Движение за Францию и так далее. В 2009 году возникла Анти-капиталистическая партия, связанная с «антиглобалистами».
← Назад | Особенности партийной системы | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала во Франции в 1975–2000 годах
- Язык
- Древний период (галлы и Рим)
- Франкское государство
- Династия Капетингов и феодальная раздробленность Франции
- Франция в XIII–XV веках
- Франция в XVI–XVIII веках
- Великая французская революция и Первая республика
- Империя и Вторая республика
- Третья республика (1870–1940 годы)
- Четвёртая республика (1946–1958 годы)
- Становление Пятой республики
- Франция в 1970-х годах
- Президентство Франсуа Миттерана (1981–1995 годы)
- Президентство Жака Ширака (1995–2007 годы)
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1959–2010 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1962–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании Французской Республики по итогам выборов 2007 года
- Представительство политических партий в Национальном собрании Французской Республики по итогам выборов 2007 года с учётом сочувствующих депутатов
- Представительство политических групп в Сенате Французской Республики после обновления состава Сената в 2008 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Франции в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Евросоюз
- США
- Российская Федерация
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Франции в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...